Главная страницаОбратная связьКарта сайта

Жесткий диск и видеокарта

Вот теперь мы добрались и до постоянной памяти компьютера — жесткого диска. В отличие от оперативной памяти, которая именуется просто «память», «мозги» или «оперативка», у жесткого диска компьютера намного больше сленговых названий, причем некоторые из них не вполне понятны. Жесткий диск компьютера обычно называют «хард», «винчестер» или «винт» (существует также еще несколько менее распространенных названий). Почему именно так? «Хард» — это просто калька с английского языка, на котором «жесткий диск» звучит как hard drive. А вот «винчестер» и соответственно «винт» (как сокращение от «винчестер») имеет более забавное происхождение. Дело в том, что один из первых жестких дисков (разработанный, кстати, фирмой IBM) имел маркировку 30/30 (количество дорожек и секторов). Эта маркировка была один в один похожа на обозначение винтовки «Винчестер» калибра 30/30, в результате чего жесткий диск стали называть именно так, причем название прижилось, хотя более никаких других сходств у жесткого диска с ружьем нет — он и гремит намного тише (особенно современные модели), и порохом от него не пахнет, и опасности для жизни он представляет намного меньше, особенно если его не кидать из окна кому-нибудь на лысину.

Что собой представляет жесткий диск? Упрощенно говоря, это набор из нескольких круглых пластин (алюминиевых, стеклянных, керамических) с напыленным магнитным слоем, насаженных на ось, снабженных головками для чтения данных и заключенных в металлический или пластиковый корпус .То есть физически даже один жесткий диск представляет собой несколько жестких дисков в одном корпусе, но этими тонкостями себе никто голову не забивает. Жесткий диск — и все тут. А сколько внутри него пластин, это его собственные проблемы. Лишь бы читать он с них успевал, причем по возможности быстро.

Какими основными параметрами характеризуется жесткий диск? Несколькими. Прежде всего, это объем Рис. 2.16» Жесткий диск диска, ныне измеряемый в гигабайтах (с ростом объемов жестких дисков менялись единицы измерений: сначала жесткие диски измеряли в килобайтах— первый жесткий диск имел размер 16 Кб, — затем в мегабайтах, а теперь в гигабайтах). Далее идет параметр скорости вращения шпинделя (чем быстрее вращается диск, тем быстрее с него считываются данные) — 5400, 7200 оборотов в минуту. Еще существует такой важный параметр, как тип интерфейса передачи данных — UDMA-100, АТА-100 и прочие. Подробно рассказывать о том, что это такое, я сейчас не буду, чтобы не вгонять вас в тоску, однако следует иметь в виду, что для некоторых современных типов интерфейсов (как, например, АТА-100) на материнской плате должны быть специальные разъемы. Так что, приобретая материнскую плату и винчестер, поинтересуйтесь, поддерживает ли она такой тип жесткого диска.

Как подбирать размер винчестера? Да очень просто. Оптимальное соотношение цена—объем, как правило, находится у средних по размеру дисков. Покупая самый емкий жесткий диск, вы переплачиваете за объем, который вам вряд ли понадобится в ближайшее время (например, чем заполнить винчестер в 300 Гб, даже я пока придумать не могу, хотя у меня очень богатая и весьма извращенная фантазия), а приобретая самый маленький жесткий диск, экономите каких-то 10—20 долларов, однако сильно проигрываете в плане развитая, потому что в какой-то момент места на нем может не хватить— с нынешними-то размерами программ, игр и музыкальных треков.

Так как выбрать объем? Например, сейчас на рынке наиболее продаваемая линейка объемов — от 80 до 400 Гб. Разница в цене дисков 120 и 250 Гб может составлять всего 15 долларов при цене диска в 250 Гб примерно 100 долларов. Так стоит ли экономить 15 долларов, если вы можете приобрести диск в два раза большего объема? А вот, например, разница в цене 120- и 400-гигабайтного диска может быть очень и очень значительной (раза в два) — просто потому, что диски 400 Гб появились совсем недавно.

Поэтому на сегодняшний день (на момент написания учебника) самый оптимальный размер (и цена) у жестких дисков емкостью от 160 до 250 Гб. Такой винчестер и стоит недорого, и объем его вполне достаточен для того, чтобы вы чувствовали себя совершенно комфортно и ничто не жало вам в плечах.

Второй параметр — обороты шпинделя... Конечно, лучше брать диск побыстрее — 7200 оборотов или больше. Но при этом следует иметь в виду, что чем выше обороты, тем больше нагреваются пластины. Бывают такие высокооборотистые жесткие диски, которые требуют при работе отдельного вентилятора. А оно вам нужно — забивать себе голову такими проблемами?..

Название производителя жесткого диска нередко говорит само за себя. Потому что среди производителей есть безусловные бренды, выбирая которые вы не оши­бетесь. Прежде всего это фирма Seagate, которая уже давно является признанным производителем этого вида комплектующих. Также довольно популярны жесткие диски производства Quantum (впрочем, эту фирму перекупила Maxtor и теперь Quantum выходят под маркой Maxtor) и WesterDigital (у WD, правда, в прошлом случались иногда выпуски целых серий жестких дисков, которые очень быстро выходили из строя, в результате чего многие пользователи — в том числе и я — предпочитают не связываться с продукцией этой фирмы). Жесткие диски Fujitsu и Hitachi довольно дешевы, но по параметрам быстродействия обычно уступают популярным производителям. В последнее время диски фирмы Samsung завоевывают все большую и большую популярность: надежные, недорогие и достаточно быстрые.

Впрочем, среди компьютерщиков споры о том, чьи диски лучше, сродни теософским спорам религиозных фанатиков. Например, WesterDigital одни пользователи и на дух не выносят, а другие считают жесткие диски этой фирмы чуть ли не лучшими. Но в любом случае Seagate— общепризнанный лидер, причем очень давно. Я о дисках этой фирмы негативных отзывов практически не слышал.

Контроллер - SATA или IDE

В магазинах при покупке жесткого диска вам обязательно зададут несколько интимный вопрос: «Вам SATA или IDE»? Непосвященному человеку на подобный вопрос, заданный беспощадно в лоб, ответить довольно сложно, но не волнуйтесь, сейчас во всем разберемся.

. Любой жесткий диск подключается к так называемому контроллеру, расположенному на материнской плате. С помощью контроллера компьютер «общается» с жестким диском. Ти п контроллера на жестком диске должен соответствовать ти пу контроллера на материнской плате — это вполне естественно, в противном случае они просто не будут друг друга понимать. Контроллер IDE (Integrated Device Electronic — интегрированное электронное устройство) — это старый тип контроллера. Он по-прежнему устанавливается на современные материнские платы и к нему подключаются приводы компакт-дисков, а также жесткие диски с IDE-интерфейсом (которых становится все меньше и меньше).

Для винчестеров, при обмене с которыми быстродействие крайне важно, разработан новый тип интерфейса — SATA (Serial Advanced Technology Attachment — pac-■ ширенная технология подключения серийных дополнительных устройств). Этот интерфейс более быстрый и обладает рядом преимуществ по сравнению с IDE. На современных материнских платах SATA присутствует практически всегда, поэтому и жесткие диски к ним рекомендуется покупать именно с интерфейсом SATA, а не IDE. Диск с интерфейсом IDE вам может понадобиться только в том случае, если потребуется купить новый диск для старого компьютера, на материнской плате которого вообще нет контроллера SATA. Впрочем, и в этом случае подобный контроллер можно купить в виде отдельной PCl-платы и поставить ее в компьютер.

Ну и чтобы закончить разговор о контроллерах, упомянем еще один вид контроллера — SCSI {его называют «скази» или «секси»). Это довольно давно разработанный вид контроллера, который почти никогда не применяется в домашних компьютерах -в основном по причине дороговизны. Данный контроллер создан специально для серверов и позволяет подключать целые гирлянды жестких дисков {8, 16), причем хранение информации на них организуется специальным образом, чтобы исключить потери данных.

Конспект рубрики «Жесткий диск»

1.  Наилучшее соотношение цена—объем — у дисков среднего размера.

2.    Производитель жесткого диска имеет большое значение. Наиболее популярны жесткие диски фирмы Seagate.

3.    При покупке жесткого диска обращайте внимание на тип контроллера. Если вы приобретаете диск с контроллером SATA, а у вас на материнской плате этого контроллера нет — диск подключить не получится. Диски с интерфейсом SCSI для дома покупать не нужно — они предназначены для серверов.

4.    Чем больше обороты у жесткого диска, тем выше скорость его работы. Но и одновременно тем больше этот диск греется.

Ответы на часто задаваемые вопросы

Можно ли в домашний компьютер ставить несколько жестких дисков ? Можно, но в этом мало смысла. Это и дорого, и электроэнергии такой компьютер будет потреблять больше, и греться будет сильнее. Впрочем, два жестких диска нередко имеют смысл — если правильно организовать на них хранение информации. Но два жестких диска почти обязательно нужно охлаждать дополнительным вентилятором, установленным внутри корпуса, в противном случае они буду сильно греться, а это очень опасно.

Что лучше — купить два диска по 160 гигабайт или один 300?

Один 300. Это обойдется заметно дешевле. И работать с одним диском удобнее. Но с другой стороны, два жестких диска, если на них дублировать информацию, значительно увеличивают надежность сохранения данных: один диск помрет, а другой будет жить. Впрочем, важные данные можно просто архивировать на компакт-диски, и тогда внезапная гибель диска не приведет к сердечному приступу.

Какое максимальное количество дисков можно поставить в домашний компьютер? Это зависит от контроллеров. IDE-контроллеры обычно поддерживают до 4 дис­ков. Если на материнской плате есть еще 2 SATA-контроллера— они позволят подключить еще 2 SATA-диска. Ну а если на материнской плате есть SCSI-контроллер, то он позволяет подключать целую гирлянду дисков — 8, 16 и даже больше. Однако еще раз подчеркиваю — для домашнего компьютера в таком количестве дисков нет никакого смысла. Будет вполне достаточно одного, максимум — двух жестких дисков.

Может ли жесткий диск начать сбоить через год после установки ? Может. Через неделю, месяц, год — когда угодно. Другое дело, что это бывает нечасто. Однако всегда нужно иметь в виду, что жесткий диск — устройство не сильно надежное, в том смысле, что информация на нем может умереть в любой момент. Поэтому важные данные следует обязательно сохранять в каком-то другом месте (компакт-диски, внешние накопители).

Видеокарта

Вот тут главное — не залезть в дебри. Потому что о видеокарте (часто ее называют слегка пренебрежительно «видюха») можно сказать в двух словах, а можно напи­сать целый трехтомник. Но я не буду растекаться мюслями по тарелке и загружать вас утомительными техническими подробностями. По видеокарте мы пробежимся крупным помолом, чтобы вы просто представляли, что это за зверь такой...

Итак, видеокарта — это специальная плата, которая предназначена для вывода видеоизображения с компьютера на внешнее устройство (монитор). Она может представлять собой отдельную плату или быть встроенной в материнскую плату.

Почему вдруг с видеокартой такие сложности? Разве на нее возлагаются суперсерьезные задачи? С одной стороны, нет, но с другой — да. Если компьютер ис­пользуется для обычных офисных приложений, то вполне достаточно будет самой обычной — читай, самой дешевой или даже интегрированной на материнскую плату — видеокарты. Потому что даже если взять самую недорогую (10—15 долларов) из современных (подчеркиваю) видеокарточек— какую-нибудь 16-мегабайтную ATI, SG или что-нибудь в этом роде, — ее вполне хватит для того, чтобы поставить нужное разрешение на экране с необходимым количеством цветов. А более-то ни для чего она и не нужна: выводит изображение с нужным разрешением и цветностью — и ладно.

Однако как только произносится злове­щее слово «игрушки», стоимость видеокарты сразу взлетает на порядок, а иногда доходит до цены старенького компьютера. Потому что игры — это тема совершенно отдельного разговора. Если при работе с офисными при­ложениями на видеокарте лежит функция просто обеспечить вывод изображения на монитор (работа с двумерной графикой), то
 современные игры — это буйство трехмерной
 Кросовица видеокарта графики в самом навороченном ее применении (рис. 2.17). Невозможно весь этот кошмар — прорисовку и быструю перерисовку всех трехмерных элементов, а также раскраску их всякими графическими объектами (текстурами) — возлагать только на процессор. Он очень быстро умрет от тоски и перегрева, как дядя Том в своей хижине. Поэтому разработчики видеокарт пошли по другому пути, при котором большинство задач по прорисовыванию трехмерной графики возлагается именно на видеокарту: она в этом случае представляет собой как бы отдельный специализированный компьютер — с собственным видеопроцессором и довольно емкой памятью (нередко бывает так, что она по размеру практически равна оперативной памяти самого компьютера).

Если вернуться к нашим любимым аналогиям, то можно проиллюстрировать это все следующим примером... Предположим, вы много времени проводите дома и любите интересоваться жизнью за окном. Для того чтобы посмотреть, какая на улице погода и что там вообще происходит, достаточно и очков на носу. Вы и в них поймете, солнце там или тучи, зима или лето. Очки — это самая обычная видеокарта.

Но в какой-то момент вам стало интересно, что происходит во дворе: кто во что одет, какое слово нацарапано на крыле вон той крутой машины, что напялено на манекене, стоящем в витрине магазина напротив... Тогда вам приходится приобретать простенький бинокль — устройство, с помощью которого удастся значительно приблизить предметы, чтобы ознакомиться с ними более тщательно. Бинокль —это продвинутая видеокарта средней паршивости. Но вдруг вы заметили, что в доме напротив наискосок есть одно окно, в котором очаровательная девушка... ну, предположим, изучает лекции по детерминированным и стохастическим вероятностным моделям. Вам же крайне важно разглядеть, что именно написано на страницах лекций, какими рисунками они снабжены, какого цвета графики рассматривает эта милашка... И тогда вы приобретаете мощную подзорную трубу! Еще и с подставкой, чтобы сесть в кресло и полностью отдаться процессу изучения трехмерного изображения Девушки с лекциями...

Вот тогда вы поймете, что жизнь уже не проходит стороной вокруг вас и теперь вы полностью, находитесь в трехмерном виртуальном пространстве, в котором все меняется ежесекундно — ведь девушка хмурит лобик, морщит носик, переворачивает странички, и вся она такая домашняя, уютная и дегерминированно-стохастически визуализированная... Подзорная труба в данном случае — продвинутая и навороченная видеокарта, полностью погружающая вас в виртуальный мир и, замечу, почти не загружающая ваш центральный процессор — сердце! Потому что без подзорной трубы вам бы пришлось или лезть на шкаф, чтобы все хорошо разглядеть, или бежать на пожарную лестницу— а там холодно и парочки черт знает чем занимаются (рис. 2.18)...

Но не стоит, увлекшись аналогией, кричать: «Хочу девушку с моделями!» — и тут же бросаться в магазин за самой навороченной видеокартой. Вернитесь на землю, друзья мои! Если напротив нет никакой девушки и вам всего-навсего нужно посмотреть, какая погода на улице, — не имеет смысла приобретать дорогую подзорную трубу. Зачем она вам? Разглядывать дырки в асфальте? Уверяю вас, их там и так полно. Безо всякого разглядывания...

То же и с компьютером. Если вам нужны в основном офисные приложения — тогда годится практически любая современная недорогая видеокарта. Более того, для этих задач вполне подойдет и встроенная в материнскую плату видеокарта, причем этот вариант обойдется дешевле, чем покупать отдельную «видюху».

Но если вы планируете на компьютере играть в игры — ну, тогда без серьезной видеокарты, поддерживающей какие-то (или все сразу) современные трехмерные стандарты (их называют 3D), не обойтись. И о том, что это за стандарты, что за производители и что за чипсеты, можно говорить часами, днями и месяцами. На рынке представлено большое количество всевозможных марок и модификаций, причем новые модели появляются очень часто — чуть ли не каждый месяц.

Сейчас мы не будем подробно говорить обо всех этих Glide, OpenGL, Direct3D, не будем перечислять различные чипсеты и объяснять, какой из них лучше (тем более что каждый хорош по-своему). На данный момент вам просто нужно усвоить, что для игрушек требуется крутая видеокарта, —только и всего. Какая именно крутая и за сколько — заранее сказать невозможно, потому что, во-первых, модели этих видеокарт меняются довольно быстро и приведенная сейчас информация к моменту выхода учебника уже может устареть, а во-вторых, многое еще зависит от

Системный блок


того, в какие именно типы игр вы собираетесь играть (для «Пасьянса» можно обойтись любой видеокартой, а для 3D-action желательно иметь очень продвинутый и быстрый вариант).

Какие еще интересности бывают у видеокарт? Например, выход на TV и низкочастотный вход. Выход на TV позволяет фильмы, демонстрируемые на компьютере, выводить на экран телевизора. Благодаря низкочастотному входу вы, наоборот, можете просматривать на экране монитора видеофильм с видеомагнитофона или DVD-плеера.

С помощью видеокарты, снабженной входом-«тюльпаном», можно даже перегонять видеокассеты в цифровую форму на компьютер — правда, звук при этом нужно будет вводить через звуковую карту, потому что видеокарты одновременный ввод звука не поддерживают.

Современные видеокарты могут быть рассчитаны на два разных типа слотов (посадочных мест) материнской платы: старый, который называется AGP, и новый совре­менный, называемый PCI-Express. Есть еще и совсем старые видеокарты, рассчитанные под обычный слот PCI, но такие встречаются только в антикварных компьютерах.

Если вы приобретаете новую материнскую плату и новую видеокарту, то, конечно, лучше приобретать видеокарту под PCI-Express. Но в случае, когда новая ви­деокарта приобретается для старого компьютера, тогда почти наверняка нужно приобретать карту под AGP, потому что на старой материнской плате просто может не быть PCI-Express (впрочем, наличие тех или иных слотов довольно легко проверить, взглянув внутрь компьютера).

Конспект рубрики «Видеокарта»

1.  Для обычных офисных приложений (текстовый редактор, электронные таблицы, Интернет) вполне подойдет или видеокарта нижней ценовой категории, или встроенная в материнскую плату.

2.    Если вы хотите смотреть фильмы на компьютере и планируете работать с графикой (например с цифровыми фотографиями), тогда нужно приобретать видеокарту средней ценовой категории с приличным запасом памяти (32-64 Мб).

3.    Термин «простенькая карта для игр» физического смысла не имеет. Для этого занятия требуется дорогая и весьма продвинутая карта, поэтому тут дешево отделаться не получится. Главное в видеокарте, приобретаемой для игр, — это наличие трехмерного ускорителя и существенного объема видеопамяти.

Ответы на часто задаваемые вопросы

Можно ли играть е игры на самой простейшей из современных видеокарт ? Можно, если речь идет о простейших двумерных играх — всяких тетрисах, lines, пасьянсах. С более серьезными играми возможны всякие проблемы — от жутких тормозов до полной неработоспособности программы.

Если я приобретаю крутейшую видеокарту для игр, то что делать с просмотром кино на компьютере, работой с офисными приложениями, графикой, Интернетом ? Еще одну карту покупать?
Крутая карта для игр будет отлично справляться со всеми остальными графическими задачами.

Если я хочу заняться видеомонтажом на компьютере, какую карту мне покупать? В этом случае сначала нужно выяснить, какие видеозадачи перед вами стоят. Потому что вполне возможно, что вам понадобится уже профессиональная видеокарта с возможностью качественной оцифровки видеосигнала. Впрочем, если речь идет, например, о перегонке видеокассет в DVD или записи ТВ-программ, то можно обойтись каким-нибудь внешним устройством, вроде Pinnacle Movie Box или аналогами. Для профессионального видеомонтажа требуются специальные, весьма недешевые устройства — они могут быть как в виде внешних устройств, так и в виде плат.

Я хочу DVD-фильмы с компьютера выводить на тепевизор. Это возможно? Да, вполне, только в этом случае нужно приобретать карту с TV-выходом (он есть во многих современных видеокартах). Однако имейте в виду, что получить действительно качественное изображение на телевизоре с компьютера не получится. Поэтому лучше купить любой, хоть самый дешевый DVD-плеер — качество будет заметно лучше, да и проблем станет на порядок меньше.

Можно ли современную крутую видеокарту поставить в старый компьютер, например Pentium-1?

Современные видеокарты ставятся в слот AG Р. Такой слот появился на пентиум-ных платах далеко не сразу. В материнских платах для первых пентиумов его еще не было, поэтому такую видеокарту в старый компьютер без слота AGP установить просто не получится.



Обсудить статью на форуме


Если прочитаная статья из нашей обширной энциклопедия компьютера - "Жесткий диск и видеокарта", оказалась полезной или интересной, Вы можете поставить закладку в социальной сети или в своём блоге на данную страницу:

Так же Вы можете задать вопрос по статье через форму обратной связи, в сообщение обязательно указывайте название или ссылку на статью!
   


Copyright © 2008 - 2024 Дискета.info