Главная страницаОбратная связьКарта сайта
Прием б у аккумуляторов ekosfera69.ru.

Основные части компьютера

- Заглянем внутрь системного блока

Основная часть PC — собственно говоря, это и есть сам компьютер — расположена в так называемом системном блоке (рис. 2.1). Обычно это — прямоугольный ящик, на переднюю панель которого в стандартном случае выведены кнопка включения питания компьютера, кнопка «Reset» и два разноцветных светодиодных индикатора. На старых моделях имелись еще кнопка «Turbo», которая постепенно потеряла практический смысл и вышла из употребления, и небольшой цифровой дисплей (обычно люминесцентно-вакуумный) для обозначения тактовой частоты процессора. Впрочем, подобный дисплей можно встретить и сегодня.

Назначение кнопки включения очевидно — она предназначена для того, чтобы включать компьютер. Однако выключение компьютера сегодня обычно выполняется программно. Для этого можно выбрать в меню специальную команду или же набрать её на клавиатуре в командной строке. Если же компьютер необходимо выключить «ап-паратно» (кнопкой), то в большинстве случаев необходимо нажать кнопку включения питания и удерживать её нажатой более четырёх Рис. 2.1 Системный блок компьютерасекунд. Впрочем, на это действие также можно настроить различные значения.

Нажатие кнопки «Reset» («Сброс») вызывает так называемый холодный перезапуск компьютера, т. е. все устройства инициализируются и начинают работать так, как будто компьютер был только что включён. Эту кнопку следует применять лишь в крайних случаях, когда компьютер уже ни на что не реагирует и ничего путного при этом не делает, — как говорится, «висит». Такое может случиться при различных программных или аппаратных сбоях и ошибках. Программные ошибки часто случаются из-за неправильной настройки параметров.

Однако пусть вас не пугает необходимость настройки параметров работы компьютерных устройств. Дело в том, что в современных операционных системах, например в Windows XP или Mandrake Linux, большинство настроек производится автоматически при установке системы. Поэтому специально настраивать придётся только некоторые специфические программы, если такие имеются. О различных операционных системах разговор будет в гл. 5.

Вообще говоря, прежде чем нажимать кнопку «Reset», всегда следует попробовать менее жёсткие средства. Например, зависшую программу в ОС DOS можно попытаться завершить с помощью сочетания клавиш CTRL+C или CTRL+Break. Замечание. Справка для начинающих пользователей: парные клавиши CTRL,
Shift и Alt обычно используются в сочетании с другими клавишами. Так,
например, сочетание CTRL+C означает, что нужно нажать сначала клавишу
CTRL и, не отпуская её, нажать клавишу С. Во всех случаях, если явно не
оговорено обратное, вы можете использовать любую из двух клавиш CTRL,
Shift и Alt._____________________________________________________

Кроме того, есть стандартная «комбинация из трёх пальцев» (клавиш), которая в старых системах тоже означает перезапуск компьютера: CTRL+Alt+Delete. В операционных системах семейства Windows можно также попробовать нажать комбинацию клавиш CTRL+Alt+Delete. При этом на экране появляется системное окно, в котором можно закрыть (аварийно завершить) любую из работающих в данный момент программ. В операционной системе Linux при зависании графической оболочки можно перейти на другой виртуальный терминал с помощью сочетания клавиш Ctrl+Alt+Fl (или F2, F3 и т. д.) и завершить зависший процесс командой kill или же просто остановить графический сервер сочетанием клавиш Ctrl-Alt-Backspace.

Итак, повторим ещё раз: кнопкой «Reset» следует пользоваться лишь в исключительных случаях. Кстати, на старых типах компьютеров (например, Atari или УК-НЦ) кнопка «Reset» располагалась на задней панели компьютера, чтобы избежатьслучайного нажатия. Наверное, это было правильным решением. Кстати, на памяти автора был случай, когда после крупного «зависания» и нажатия кнопки «Reset» компьютер продолжал работать неправильно. В этом случае единственным выходом из положения было временное отключение электропитания. Иногда с помощью средств BIOS действие кнопки Reset можно отменить вообще, и тогда нажатие на неё не даст никакого эффекта.

В устаревших моделях компьютеров рядом с кнопкой «Reset» располагалась ещё одна «загадочная» кнопка — «Turbo». В совсем етарых ранних моделях PC нормальным положением этой кнопки считалось ненажатое, а при нажатии на неё процессор начинал работать быстрее, т. е. на увеличенной тактовой частоте. (Не волнуйтесь — все объяснения впереди!) При этом не гарантировалась стабильная работа системы, т. е. увеличивалась вероятность зависания. Впоследствии умножение тактовой частоты системной шины стало нормальным явлением, и кнопка «Turbo» при обычной работе уже должна была быть нажатой. Отжатие её использовалось для замедления работы компьютера в случае необходимости. Кнопка стала совершенно бесполезной, и постепенно исчезла с корпусов системных блоков.

Два светодиодных индикатора, расположенные на корпусе системного блока, обычно светятся зелёным и красным цветом. Зелёный — это индикатор включения питания, а красный начинает светиться при обращении к жёсткому диску. Этот индикатор имеет большое практическое значение: во время обращения к жёсткому диску КАТЕГОРИЧЕСКИ НЕ РЕКОМЕНДУЕТСЯ перезапускать компьютер или выключать его, иначе можно безвозвратно потерять какие-либо данные, а то и всё содержимое диска. Впрочем, в современных системах (Windows XP, Linux и пр.) вообще не рекомендуется перезапускать и выключать компьютер иначе, как программно. В более старых моделях на корпусе имелся ещё жёлтый индикатор, который показывал положение кнопки «Turbo».

Иногда на корпусе расположен также маленький цифровой дисплей-чик, с помощью которого можно указать тактовую частоту процессора. Однако с самим процессором он никак не связан, а его показания выставляют с помощью перемычек на корпусе. Таким образом, на нём могут высвечиваться какие угодно цифры или даже не цифры (помнится, один мой знакомый выставил на этом индикаторе сочетание «1УС»). Так что, если необходимо определить фактическую тактовую частоту вашего процессора, не стоит обращать особое внимание на эти зелёные цифры на передней панели системного блока. Тем более, что на многих современных корпусах этого индикатора вообще нет.

Кроме вышеперечисленных элементов, на переднюю панель системного блока обычно выводят различные накопители. Их мы рассмотрим чуть позже, а сейчас заглянем внутрь системного блока.

Конечно, пользователь вовсе не обязан знать, что находится внутри системного блока компьютера. Однако такие знания обычно рано или поздно оказываются очень полезными. Они помогут разобраться с нестандартными ситуациями, устранить мелкие неполадки, а также самостоятельно провести «апгрейд», т. е. заменить какие-либо комплектующие на более мощные.

Внутри корпуса системного блока (рис. 2.2) расположены:

ш блок питания;

■ материнская плата;
ш процессор;

ш модули оперативной памяти,

ш платы расширения, в том числе видеоадаптер;

■ накопители данных.

В некоторых случаях к этому списку можно ещё что-нибудь добавить, например такую экзотическую вещь, как внутренний источник бесперебойного питания.

Блок питания, как можно догадаться из названия, обеспечивает все компьютерные комплектующие электропитанием. Он имеет внешний Рис. 2.2 Системный блок изнутри

входной разъём (для подключения к розетке или ИБП — источнику бесперебойного питания) и несколько четырёхконтактных внутренних разъёмов. Эти разъёмы подключают к накопителям и другим элементам, требующим питания. Большой разъём блока предназначен для подключения к материнской плате. Обычно на выходные разъёмы блок питания подаёт напряжение +5 и +12 В. На каждый из контактов разъёма подаётся «своё» напряжение.

Материнская плата, (по-английски — motherboard) обычно бывает прикреплена винтами к правой стенке корпуса системного блока (рис. 2.3). Эта плата является одним из основных элементов компьютерной системы и обеспечивает обмен информацией между устройствами с помощью различных шин: системной шины, шины памяти и других. На материнской плате также расположены разъёмы для подключения различных устройств компьютерной системы. Здесь же расположена микросхема BIOS — базовой системы ввода-вывода, которая обеспечивает первоначальную загрузку компьютера и возможность ввода-вывода информации. Еще имеются так называемые контроллеры FDD и IDE. Первый из них обеспечивает обмен информацией с НГМД, или флоппи-дисководом — об этом см. ниже, а второй предназначен для подключения устройств стандарта IDE, среди которых могут быть жёсткие диски, приводы компакт-дисков и DVD и т. д. Обычно IDE-контроллер имеет два канала, и каждый из них позволяет подключать по два устройства.



Рис. 2.3 Материнская плата



Кроме того, обычно на материнской плате располагаются контроллеры параллельного и последовательного портов, через которые будет совершаться обмен информацией с внешними устройствами (принтером, модемом и т. д.), а также контроллер клавиатуры с внешним разъёмом, специальные разъёмы для подключения процессора, памяти, плат расширения и т. д.

Процессор (рис. 2.4), несмотря на небольшие габариты, является важнейшей «деталью» компьютера, о чём уже говорилось выше. Скорость работы всей системы в целом во многом зависит от скорости работы процессора, которая определяется частотой подачи тактовых импульсов от тактового генератора системной шины и называется тактовой частотой процессора. Как и любая частота, тактовая частота процессора измеряется в герцах. Например, если на процессор подаётся 800 млн. тактов в секунду, то говорят, что он работает на частоте 800 МГц. При этом можно подумать, что процессор совершает 800 млн. операций в секунду, но это, однако, не совсем так. Дело в том, что старые модели процессоров часто выполняли одну операцию за несколько тактов, причём на различные операции требовалось различное число тактов. Современные суперскалярные процессоры зачастую выполняют несколько операций за один такт.

Первый процессор линии х86, которая используется в PC, появился достаточно давно, затем, по мере развития технологий, были выпущены несколько более совершенных его моделей. При этом все модели обладали свойством так называемой «обратной совместимости». Это означает, что процессор более поздней модели мог выполнять все те же операции, что и его предшественник, но не наоборот. В каждой новой модели процессоров добавлялись новые возможности, которые постепенно начинали использоваться программистами. Поэтому программы, написанные, например, в расчёте на процессор 80386, не смогут быть выполнены на процессоре 80286 и более ранних, поскольку некоторые новые команды, используемые в этих программах, не могут быть «поняты» старыми процессорами.



Рис. 2.4 Процессор



Пока модели процессоров линии х86 обозначались цифрами, не было никакой путаницы: все фирмы-производители маркировали модель одинаково. Однако в 1992 г. компания Intel, чтобы заметней выделяться на фоне конкурентов, зарегистрировала для своего нового процессора (который должен был быть обозначен как «586») торговый знак Pentium. Поскольку другие компании не могли использовать это название, появились различия в именах всех последующих моделей процессоров.

После процессора Pentium компания Intel выпустила более мощный и более дорогой процессор Pentium Pro. В начале 1997 г. обычный Pentium был улучшен добавлением нового набора команд для выполнения мультимедийных задач и получил название Pentium MMX. Следом был создан новый процессор Pentium II, работа которого была ускорена специальными «добавками» — встроенной кэш-памятью второго уровня. Он гораздо крупнее по габаритам и вставляется в специальный разъём, не похожий на прежние.

Впоследствии эта линия была продолжена. В 1999 г. Intel выпустила процессор Pentium III, который был оснащён новыми возможностями и вобрал в себя все различные командные дополнения, включая дополнения от компании AMD. А затем появился процессор Pentium 4, снабжённый встроенной защитой от перегрева, что очень актуально — ведь современные процессоры работают на очень высоких тактовых частотах и сильно нагреваются. Процессор Pentium 4 имеет очень маленькие физические размеры, но большее количество контактов, чем предыдущие модели.

Одновременно с выпуском процессоров Pentium II компания Intel предложила также их «облегчённый» вариант — процессоры Celeron, отличающиеся отсутствием или меньшим размером встроенной кэшпамяти. Впоследствии линейка Celeron была продолжена такжена основе процессоров Pentium Ш и Pentium 4.

Замечание. Кэш-память — это очень быстрая память, хранящая данные, к которым процессору приходится часто обращаться. Благодаря этому сильно ускоряется работа компьютера.

Ранее процессоры линии х86 производились, помимо Intel, ещё несколькими компаниями, среди которых были Cyrix (модели 5x86, 6x86, 6x86 М2, MediaGX), IDT (WinChip, наиболее дешёвый процессор) и AMD (K5, Кб, К6П). Сегодня на рынке конкурентов Intel из этого списка осталась только компания AMD, которая предложила процессоры Athlon, Duron и Athlon XP. Эти процессоры сейчас также достаточно популярны, так как стоят дешевле продукции компании Intel. Однако они обладают и рядом недостатков, о которых мы уже упоминали в гл. 1. Кроме того, х86-совместимые процессоры иногда производит также компания Via. Для различных процессоров необходимы различные разъёмы на материнской плате. Кроме того, разные чипсеты — наборы основных микросхем материнских плат — могут поддерживать или не поддерживать те или иные типы процессоров. Для процессоров AMD необходимы собственные чипсеты, не совместимые с процессорами от Intel.

Современные производительные процессоры при работе сильно нагреваются, поэтому одной из самых важных задач в последнее время стало обеспечение своевременного отвода тепла от процессора. Если процессор класса 186, в принципе, ещё мог работать без дополнительного охлаждения, то оставленный без охлаждения процессор вроде Athlon XP очень быстро выйдет из строя вследствие перегрева, причём, возможно, за несколько минут или даже секунд.

Для отвода тепла от процессоров применяют охлаждающие вентиляторы самых разных конструкций. В экзотических случаях применяют оригинальные охлаждающие системы, которые могут быть основаны, например, на элементах Пельтье, а недавно была представлена даже система водяного охлаждения!

Но пока что хватит о процессорах, тем более что в компьютере ещё много важных деталей, например, оперативная память, без которой компьютер тоже не будет работать.

Оперативная память. На материнской плате всегда существует несколько типов разъёмов для модулей памяти — свой для каждого типа модуля.

Прежде были 72-контактный (или 30-контактный) модуль SIMM для памяти DRAM и 168-контактный DIMM для более быстрой памяти SDRAM на частотах 66, 100 или 133 МГц.

Сейчас в компьютерах чаще всего применяются модули памяти DDR SDRAM (рис. 2.5). Они работают намного быстрее, используя частоты 266, 333 и 400 МГц и выше. В некоторых случаях применяется также очень быстрая и очень дорогая память RDRAM (Rambus DRAM), однако она не получила широкого распространения, даже несмотря на действовавший одно время эксклюзивный договор компании Rambus с компанией Intel.



Теперь, после введения этих понятий, мы можем рассмотреть работу других устройств внутри системного блока.

Скорость работы всей системы в целом отчасти зависит от объёма установленной оперативной памяти. Так, для нормальной работы в старой системе Windows 95 требуется иметь не менее 16 Мбайт ОЗУ, а для работы в современных системах — не менее 128 Мбайт. Максимальный объём памяти, который можно установить в компьютер, зависит от материнской платы. Причём дело тут не столько в количестве разъёмов и их типе, сколько в маленькой микросхеме, ответственной за распознавание памяти. Ранее часто бывало, что разъёмы для модулей памяти объединялись в «банки» (обычно по два), и для нормального распознавания памяти было необходимо, чтобы каждый «банк» был заполнен. Некоторые современные модули памяти, напротив, могут иметь по два банка памяти. Как правило, в документации к материнской плате приводится полный список возможных конфигураций модулей памяти.
Системная шина. На общую скорость работы компьютера также сильно влияет тактовая частота системной шины, по которой различные устройства компьютерной системы обмениваются данными с процессором. Долгое время частота системной шины оставалась на уровне не более 133 МГц, однако в последние годы с появлением новых технологий она поднялась до таких значений, как 533 или даже 800 МГц.

Запоминающие устройства. Для того чтобы рассуждать о запоминающих устройствах, а также внешних накопителях, необходимо ввести понятие объёма информации. Элементарной единицей измерения информации служит* бит, т. е. «двоичная цифра» (binary digit — bit). Один бит может принимать всего два различных значения: 0 или 1, «да» или «нет». Единицей измерения емкости памяти является набор из 8 бит, который называется байт (byte). Например, при кодировании простого текста для записи в память компьютера каждой букве соответствует код, равный по длине одному байту. Значит, для хранения текста из 1000 букв (символов) в ОЗУ потребуется 1000 байт памяти.

Современные компьютеры оперируют с очень большими объёмами данных, когда счёт идет на сотни тысяч и миллионы байт, поэтому были введены дополнительные единицы измерения:

1 килобайт (1 кбайт) = 1024 байт (а вовсе не 1000, как иногда ошибочно указывают);

1 мегабайт (1 Мбайт) = 1024 кбайт;

1 гигабайт (1 Гбайт) = 1024 Мбайт;

1 терабайт = 1024 Гбайт, или 1 099 511 627 776 байт.

Платы расширения. На этих платах выполняются самые различные устройства, из которых обязательным является видеоадаптер, поскольку без видеоадаптера мы бы ничего на экране не увидели. Иногда видеоадаптер бывает интегрирован в материнскую плату.

На сегодняшний день существует несколько типов плат расширения, определяемых типом шины, для которого предназначена эта плата. На материнской плате для каждого типа плат определён свой вид слота (разъёма), так что перепутать довольно сложно.

Накопители информации.
Они монтируются в корпусе отдельно от материнской платы и соединяются специальными кабелями («шлейфами*) с разъёмом своего контроллера. Подавляющее большинство накопителей подключаются либо к разъёму IDE-контроллера, либо SCSI-контроллера, который обычно выполнен в виде платы расширения, хотя иногда встроен в материнскую плату. Ещё бывают так называемые внешние накопители, которые имеют свой собственный корпус и подключаются к параллельному порту компьютера или порту USB.

Самый распространённый вид накопителя — это жёсткий диск, который точнее было бы называть «накопитель на жёстких магнитных дисках*, НЖМД. Часто его называют также «винчестером». Он наиболее быстр в работе и может содержать очень большое количество информации — современные винчестеры обычно имеют объём от 40 до 160 Гбайт. На жёсткий диск устанавливается операционная система, управляющая работой компьютера. Обратите внимание, что НЖМД не является «сменным носителем» — он монтируется в корпусе компьютера «раз и навсегда». Чтобы перенести данные с него на другую машину, приходится пользоваться накопителями со сменными носителями информации или же передавать информацию по сети, локальной или глобальной.

Самый старый тип таких устройств — платы для шины ISA, по которой передача данных происходит довольно медленно. Эти устройства считаются устаревшими и сейчас почти не выпускаются, поэтому многие современные материнские платы уже не имеют слотов (гнёзд) ISA. Слоты ISA, если они есть, расположены обычно в нижней части системной платы, окрашены в чёрный цвет и подходят довольно близко к задней стенке корпуса (рис. 2.6).



Рис. 2.6 Слоты расширения



Слоты PCI располагаются над слотами ISA, окрашены в белый (или кремовый) цвет и больше удалены от задней стенки корпуса. Передача данных по шине PCI происходит почти в 4 раза быстрее, чем по ISA. Стандартная тактовая частота шины PCI составляет 33 МГц. Спецификация PCI 2.1 предлагает увеличение скорости передачи данных по этой шине ещё в 2 раза.

И, наконец, самый новый тип — А6Р, который применяется пока только для видеоадаптеров. Поэтому на материнской плате вы найдете не больше одного слота А6Р. Он располагается прямо в середине платы и окрашен в какой-то непонятный цвет типа бордового.

Видеоадаптер — это устройство, преобразующее компьютерную информацию в видеосигналы для последующей передачи на монитор или телеэкран. От видеоадаптера во многом зависит комфортность работы за компьютером. Даже если мы не предъявляем к изображению каких-либо специальных требований (как при работе с видеографикой), то всё равно, если экран монитора, к примеру, часто «мерцает», то через час работы у вас заболит голова или просто ухудшится работоспособность. Эффект «мерцания» возникает, если частота обновления экрана меньше 75 Гц, т. е. изображение на экране полностью перерисовывается менее 75 раз в секунду. Хороший видеоадаптер должен поддерживать частоту обновления хотя бы 85 Гц при высоком экранном разрешении — не менее 1024 точек по горизонтали и 768 по вертикали и большом количестве цветов (например, 16777216 цветов — режим, называемый «True Color»). Вообще говоря, здесь полностью «на откуп» видеоадаптеру даётся только цветность, а частота обновления и разрешение зависят ещё и от подключённого монитора. Если на видеоа­даптере задать режим, не поддерживаемый монитором, то на экране вы увидите нечто непотребное — мерцающие полосы и т. п.

В современных системах Windows и Linux предусмотрена предварительная проверка перед сменой режима, но иногда она может сработать неправильно. В этом случае при загрузке графической оболочки Windows или графического сервера в Linux экран всё время будет переходить в такой «неправильный» режим, и вернуть нормальное изображение будет непросто для неподготовленного пользователя. Если вы с этим столкнётесь, попробуйте воспользоваться «Режимом защиты от сбоев» системы Windows. Для этого сразу после начала загрузки системы нажмите клавишу F8 и из стартового меню выберите «Режим защиты от сбоев» или «Безопасный режим». В системе Linux можно просто перейти на другой виртуальный терминал с помощью, например, сочетания Ctrl+Alt+Fl и отредактировать файл настройки графического режима.

Кроме видеоадаптера, существует ещё множество устройств, выполненных в виде плат расширения, например следующие:

ш карта видеозахвата для преобразования видеоизображений в компьютерный формат и работы с ними; ■  TV-тюнер для просмотра телевизионных передач на экране компьютера;

■  SCSI-контроллер для подключения различных накопителей, сканеров, некоторых сэмплеров и др.;

■  внутренний модем для передачи данных через телефонную линию, например, для связи с Интернет;

■  звуковая карта для вывода звука;

■  сетевая карта для объединения компьютера в локальную сеть с другими компьютерами;

■  и другие устройства.


Обсудить статью на форуме


Если прочитаная статья из нашей обширной энциклопедия компьютера - "Основные части компьютера", оказалась полезной или интересной, Вы можете поставить закладку в социальной сети или в своём блоге на данную страницу:

Так же Вы можете задать вопрос по статье через форму обратной связи, в сообщение обязательно указывайте название или ссылку на статью!
   


Copyright © 2008 - 2017 Дискета.info