Главная страницаОбратная связьКарта сайта

Копирование фильма с DVD. Редактирование музыки и видео


Вообще говоря, редакция музыкальных файлов — это отдельная тема, которой можно посвятить целую книгу. Кстати, автор так и сделал: проблема общения пользователя с музыкальными программами достаточно подробно описана в моих книгах «Компьютер для музыканта» (Питер, 2001) и «Новейший самоучитель работы на компьютере для музыкантов (ДБСС, 2003, 3-е издание). Редактирование видео, особенно нелинейный монтаж, также достаточно сложная тема. Более подробно эта тема описана в моей книге «Новейший самоучитель по видеомонтажу на компьютере» (ДЕСС, 2004).

В рамках этой главы мы можем лишь кратко рассмотреть для примера работу двух программ: программы Sound Forge для звуковой редакции и программы Video Factory для работы с видео.

 Программа Sound Forge

Это один из наиболее популярных звуковых редакторов. Он производится компанией Sony. В этой книге рассматривается версия Sound Forge под номером 7.0. Сразу же отметим, что компания не производит русскоязычный вариант программы. Таким образом, все так называемые «русифицированные» копии программы, которые вы иногда можете встретить, являются продуктами деятельности «хакеров», причём продуктами побочными и, мягко говоря, не очень качественными. Как правило, английские термины в них заменены некачественным переводом, сделанным без всякого понятия о том, что на самом деле эти термины обозначают в музыке. Это относится и к большинству «русификации» других музыкальных программ, например Cubase SX. Итак, мы будем ориентироваться на оригинальную англоязычную версию программы.



Рис. 11.44 Диалоговое окио загрузки файлов в программе Sound Forge

Программа Sound Forge умеет открывать и создавать звуковые файлы стандартного для Windows формата WAV, а также некоторых других форматов, среди которых стандарт звуковых файлов для Macintosh — AIFF, файлы SND, также часто используемые на Macintosh, стандартные файлы программы Sound Designer (DIG и SD), сжатые файлы МРЗ, OGG и т. д. Можно также открывать видеофайлы формата AVI, правда, для редакции будет доступна только звуковая их часть. Поддерживаются файлы, записанные с любой частотой дискретизации от 2 до 192 кГц, хотя возможность правильного воспроизведения файлов с нестандартной частотой дискретизации зависит ещё и от вашей звуковой карты. С помощью пункта Open из меню File вы можете загрузить в программу любой звуковой файл. В диалоговом окне загрузки файлов (рис. 11.44) вы можете отметить галочкой пункт Auto play и, щёлкнув мышью по имени файла, предварительно прослушать его. Если пункт Auto play не отмечен галочкой, вы можете предварительно прослушать выбранный файл, нажав в этом же окне кнопку Play.

Временные файлы программа создаёт в той папке, которая определена в предварительных установках. Чтобы узнать или изменить её, выберите из меню Options пункт Preferences и далее в открывшемся окне вкладку Perform (рис. 11.45). Временная папка будет указана в строке Temporary files and record folder. Чтобы изменить её, нажмите кнопку Browse (ввести имя папки вручную программа не позволит). Этой возможностью следует пользоваться, чтобы перенаправить работу программы Sound Forge на нужный жёсткий диск, если у вас их несколько.



Рис. 11.45 Настройка папки для временных файлов программы Sound Forge

Все изменения, которые вы вносите в звук, отражаются во временном файле. Когда вы выбираете пункт Save (Сохранить файл) из меню File или нажимаете Ctrl-S, содержимое временного файла копируется в основной файл. Этот процесс может занять некоторое время, особенно если, например, вы вырезали из длинного файла небольшие отрезки (например, вырезали паузы из речи диктора).

На жёстком диске должно быть достаточно свободного места. При изменении какого-либо фрагмента звука, его «старое» содержимое также записывается на диск для того, чтобы можно было отменить сделанную операцию. Таким образом, каждая операция со звуковым файлом уменьшает количество свободного места на диске.

Для отмены последнего действия в программе нажмите Ctrl-Z, а для возврата его — Shift-Ctrl-Z. Для повтора последнего действия нажмите Ctrl-Y.



Рис. 11.46 Основное окно программы Sound Forge

При открытии звукового файла Sound Forge отобразит его в виде волновой формы. Вы можете открыть несколько звуковых файлов одновременно (волновая форма каждого из них будет отображена в отдельном окне). Длина открытого файла в часах, минутах, секундах и их тысячных долях отображается внизу в статусной строке, вместе с атрибутами звука (рис. 11.46). А в правом нижнем её углу отображается количество свободного места на том жёстком диске, где расположена папка для временных файлов.  Режимы работы

Теперь поговорим о режимах работы в программе Sound Forge. Обратите внимание на панель инструментов. Она состоит всего из трёх инструментов — «редакция», «лупа» и «карандаш».

Инструмент «Редакция». Обычно он выбран по умолчанию. В этом режиме щелчок мыши в любом месте волновой формы устанавливает в это место текущую позицию, с которой будет начинаться проигрывание. Текущая позиция обозначается мигающей вертикальной полосой, которая движется при проигрывании звука. Текущую позицию можно также перемещать с клавиатуры с помощью стрелок «вправо» и «влево». А нажатием клавиши М можно установить в текущую позицию маркер. Впоследствии можно быстро перемещаться по маркерам с помощью сочетаний Ctrl-влево и Ctrl-вправо. Маркеры можно перемещать, перетаскивая их мышью за манипулятор в верхней части.

В режиме редакции можно выделить часть звука, перемещая мышь по волновой форме при нажатой левой кнопке. Можно также «тонко настроить» выделение, удерживая клавишу Shift и используя стрелки влево и вправо. Двойной щелчок мыши выделяет область звука, находящуюся между маркерами, а тройной щелчок левой кнопкой мыши выделяет весь звук целиком. Если этого не происходит, откройте окно Preferences, выбрав соответствующий пункт из меню Options, выберите вкладку Editing и проверьте, не стоит ли галочка на пункте Disable triple-clicking to select all sound file data. Если галочка там стоит, то снимите её, а если нет, то, значит, вы плохо щёлкаете.

Можно также корректировать выделенную область, перетаскивая мышью границы выделения. Выделение части файла можно производить и во время воспроизведения. Для этого достаточно нажать клавишу [, чтобы начать выделение, и клавишу ], чтобы закончить его. Чтобы отключить или снова включить выделение, нажмите клавишу S.

В дальнейшем большую часть времени мы будем находиться именно в режиме редакции. Например, чтобы применить какой-либо звуковой эффект к части вашего файла, вначале выделите эту часть одним из описанных выше способов.

Инструмент «Лупа». При его выборе указатель мыши примет вид лупы. Этот режим применяется исключительно для изменения масштаба просмотра волновой формы.

Инструмент «Карандаш». При его выборе указатель мыши примет форму карандаша. С помощью этого инструмента можно рисовать произвольную волновую форму в активном окне. В режиме «карандаш» полезно корректировать «плохие» места в имеющихся звуках или жерисовать с нуля некоторые ударные звуки. Нарисовать же периодические колебания этим инструментом вам вряд ли удастся.

11.6.1.2 Запись звука с внешнего источника

Помимо работы с готовыми звуковыми файлами, программа Sound Forge позволяет записывать звук с внешнего источника, причём предоставляет для этого, по мнению автора, наиболее удобные средства из всех имеющихся на сегодняшний день. Чтобы создать пустой звуковой файл, нажмите Ctrl-N или выберите из меню File пункт New. Появится окно New Window, в котором вы можете указать, с какой частотой дискретизации и с каким амплитудным разрешением записывать новый файл, а также будет он моно или стерео (рис. 11.47). Устанавливая частоту дискретизации, отличную от стандартных (11 025,16 000, 22 050, 82 000, 44 100, 48 000, 88 200, 96 000,192 000 Гц) или большую, чем 48 000 Гц, убедитесь, что ваша звуковая карта может работать с этой частотой. С перечисленными выше стандартными частотами дискретизации, как правило, работают все звуковые карты.

Нажмите кнопку ОК. Перед вами откроется новое окно для звукового файла. Теперь нажмите Ctrl-R или кнопку «Запись», — появится окно записи (рис. 11.48).



Рис. 11.47 Создание нового звукового файла в программе Sound Forge

Установка уровня записи. Теперь, если вы не сделали этого раньше, выберите нужный источник звука в системном микшере. Вернитесь в окно Record, изображённое на рис. 11.48. В нём прежде всего отметьте галочкой пункт Monitor. При этом на индикаторах начнет высвечиваться уровень входного сигнала. Если вы видите, что этот уровень слишком высокий, притом, что вы ещё не включили ваш источник записи или ничего не говорили в микрофон, т. е. входной сигнал вроде бы ещё отсутствует (а уровень все также слишком высокий) — скорее всего, это идут шумы и наводки. Постарайтесь уменьшить их, например, отключив ненужные выходы на системном микшере, а также внешние входы на устройстве, являющемся источником записи.



Рис. 11.48 Окно записи в программе Sound Forge

Иногда излишне высокий уровень «бесполезного» сигнала на входе определяется наличием так называемой постоянной составляющей, т. е. постоянной электрической наводки, перманентно отклоняющей напряжение в ту или иную сторону. На качество записи такая постоянная наводка, на первый взгляд, не влияет, но только в смысле наличия шумов и слышимых помех. Однако она, во-первых, уменьшает динамический диапазон записи, а во-вторых, наличие постоянной составляющей будет очень мешать при дальнейшей цифровой обработке звука.
Чтобы «в корне пресечь» запись такой составляющей, отметьте галочкой пункт DC adjust и нажмите кнопку Calibrate. В момент нажатия кнопки Calibrate на вход не должен подаваться никакой сигнал! Если вы нечаянно нажмёте эту кнопку во время подачи на вход полезного сигнала, обязательно отключите полезный сигнал и нажмите кнопку Calibrate ещё раз, иначе в записи появятся странные искажения.

Теперь включите запись, которую вы хотите подать на вход, на самое громкое место или громко попойте в микрофон так, как вы это будете делать при записи. При этом индикаторы входного уровня на пиках должны доходить до уровня приблизительно —1 дБ (максимальный входной уровень программа «запоминает» и показывает непосредственно над индикаторами). Если этот уровень у вас ниже, можно несколько приподнять его в системном микшере (хотя это и не критично, если на самых громких звуках уровень достигает хотя бы -6 дБ). А вот если у вас уровень выше, чем нужно, на громких звуках будут возникать перегрузки. При возникновении перегрузки над индикатором соответствующего канала появится слово Clip на красном фоне. Оно там и останется, пока вы не нажмёте кнопку Reset рядом с индикаторами. Если у вас такое произошло, обязательно уменьшайте входной уровень в системном микшере. Не допускайте перегрузок при записи! В отличие от записи на аналоговые устройства, где перегрузки в небольших количествах иногда допустимы, а иногда и используются для спецэффектов, при цифровой записи перегрузки порождают очень неприятные искажения, с которыми, помимо всего прочего, потом будет очень сложно бороться.

Чтобы вы ориентировались в том, фрагмент какой длины вы уже записали и сколько осталось места на диске, в окне Record всегда отображается эта информация в строках, соответственно, Time recorded и Time left on drive. Правда, если на диске осталось ещё очень много свободного места, которого хватит на несколько часов записи, программа начинает отображать в строке Time left on drive довольно неопределённое значение «Over 2 hours»; т. е. «более 2 часов». По умолчанию время отображается в часах, минутах, секундах и миллисекундах, однако можно задать другие единицы измерения с помощью выпадающего меню Input format.

Процесс записи. Когда уровень записи установлен, можно приступать собственно к записи. Нажмите кнопку «Запись» (Record) или клавишу R, и запись начнётся. При этом в окне записи будет мигать красная надпись Recording, и одновременно будет изменяться информация в строках Time recorded и Time left on drive. В конце записи нажмите кнопку Stop (она появилась вместо кнопки «Запись») или снова клавишу R. После этого можно прослушать записанное, нажав кнопку Play или клавишу Р. Как во время записи, так и во время воспроизведения вы можете вставлять маркеры в вашу запись с помощью кнопки DropMarker. Маркеры могут пригодиться при дальнейшем монтаже или редакции записи.

Теперь обратите внимание на раскрывающийся список Mode. Это очень важное меню, в котором можно задавать поведение программы в том случае, если после остановки записи вы будете снова нажимать кнопку записи без выхода из окна Record.

■   Если вы выберете из этого меню пункт Automatic retake, то при каждом нажатии кнопки записи программа будет начинать новую запись вместо записанной до этого. Старая запись при этом уничтожается. Этот режим полезен, если вы хотите сделать несколько попыток «живой» записи, которая при любой ошибке может считаться испорченной и более не пригодится. В этом случае вы сможете сэкономить место на диске.

■   Следующие два режима предназначены для того, чтобы можно было произвести запись в несколько этапов (с остановками). Поэтому каждое следующее нажатие кнопки записи продолжает запись с того места, на котором она была остановлена. Режим Multiple takes creating regions автоматически создаёт в файле регион для каждого сеанса записи (о регионах и их использовании речь пойдёт в подразд. 11.7.1.5). А режим Multiple takes просто продолжает запись при каждом нажатии кнопки записи без каких-либо дополнительных действий.

Если вы хотите, чтобы каждое нажатие кнопки записи начинало запись в новый файл (с сохранением старого), вам пригодится режим Create a new window for each take. Это может быть полезно, если вы хотите переписать запись с кассеты, поместив все песни в разные файлы, например, для последующей записи на компакт-диск. В этом случае при окончании каждой песни вам достаточно будет только нажать кнопку останова и тут же снова кнопку записи. Программа автоматически будет создавать новые файлы. Вы также можете выбирать окно для записи с помощью кнопки Window (независимо от режима), а также создать новое окно вручную с помощью кнопки New.

■   И, наконец, последний режим, Punch-In, предназначен для тех случаев, когда вам необходимо вписать в имеющийся файл запись фиксированной длины, например заменить в записи текста одно слово другим. Тогда вы можете определить время начала и конца записи в полях Start и End (вместо изменения поля End можно вводить длину записи в поле Length). Тогда после нажатия кнопки записи программа,как обычно, начнёт запись с указанного места, а затем, по достижении метки конца записи, автоматически остановит запись.

В момент нажатия кнопки записи, строго говоря, запись начинается не мгновенно, а с некоторой едва заметной задержкой, поскольку программе нужно время на «подготовительную работу». В большинстве случаев это роли не играет, однако если вам необходимо начать запись точно в данную миллисекунду, перед нажатием кнопки записи заблаговременно нажмите кнопку Prepare. Программа заранее произведёт подготовительные действия, и тогда в момент нажатия кнопки записи задержки не произойдёт.

11.6.1.3   Запись, при которой источником звука является
другая программа

Если источником записи является программа, запущенная на том же компьютере, для вас может быть полезной кнопка Remote. При её нажатии окно Record вместе со всей программой Sound Forge сворачивается до маленького окошка, имеющего только самые необходимые кнопки управления и индикатор уровня записи. Это окошко обладает свойством быть видимым поверх всех активных программ. Для возврата в «нормальный» вид в нём существует кнопка Back.

Когда запись окончена, нажмите кнопку Close. Все ваши записи будут записаны в один или несколько временных файлов. Для сохранения временного файла нажмите Ctrl-S или выберите пункт Save из меню File. Вы можете задать нужный формат файла (в системе Windows рекомендуется пользоваться стандартным форматом WAV — его можно выбрать из выпадающего меню «Тип файла», а из выпадающего меню Format следует выбрать РСМ), а также задать имя файла. Кнопка Summary позволит сохранить вместе с файлом сведения о названии записанного произведения, фамилию звукорежиссёра (вашу то есть), копирайт и т. д. Не удивляйтесь, если сам процесс сохранения произойдёт моментально — ведь дело сводится к переименованию временного файла в постоянный с заданным вами именем. При этом программа предложит открыть его вновь.

11.6.1.4   Воспроизведение

Обычно в основном окне программы Sound Forge для начала воспроизведения с текущей позиции используют клавишу «пробел». Чтобы остановить воспроизведение, можно вновь нажать эту клавишу, при этом текущая позиция возвратится на то место, где она была до начала воспроизведения. Можно также остановить запись клавишей Enter, и в этом случае текущая позиция останется в месте остановки.

Если какой-либо фрагмент звукового файла выделен, то при нажатии клавиши «пробел» проигрывается не весь файл, а только выделенный фрагмент. Вместо клавиши пробел можно нажимать кнопку Play на панели инструментов. Если же нажать кнопку Play All, то в любом случае будет воспроизведён весь звуковой файл, даже если в нём имеется выделенный фрагмент.

Обратите внимание, что в каждом окне звукового файла в левом нижнем углу имеется своя панель воспроизведения (рис. 11.49), в которой расположены следующие кнопки:

■  текущую позицию в начало файла;

■  текущую позицию в конец файла;

■  останов;

■  обычное воспроизведение;

■  цепочка подключаемых модулей;

■  воспроизведение в режиме списка вырезанных фрагментов (cutlist). Эта кнопка не отображается, если не включён режим cutlist (об этом режиме см. ниже).

11.6.1.5 Недеструктивный монтаж

В программе Sound Forge можно воспроизводить файл не весь подряд, а только обозначенные области, т. е. осуществлять простейший недеструктивный монтаж. Недеструктивным он называется потому, что не изменяет сам звуковой файл.

Чтобы осуществить такой монтаж, нужно определить области, которые будут воспроизводиться, в специальном окне. Эти области принято называть регионами, а окно для них называется списком регионов (Regions List, рис. 11.50). В этом окне также обозначены все маркеры. Затем в другом окне необходимо определить порядок исполнения регионов. Это окно называется Playlist (рис. 11.51). Если у вас на экране нет окон Regions и Playlist, нажмите сочетания Alt-2 и Alt-З для их отображения.

Чтобы создать регион, можно нажать правую кнопку мыши в окне Regions и выбрать пункт Add. Можно также выделить фрагмент звукового файла и нажать клавишу R или мышью перетащить выделенную область в окно Regions. Проиграть любой регион можно, нажав в окне Regions маленькую кнопку проигрывания слева от названия региона. Можно удалять ненужные элементы как из окна Playlist, так и из окна Regions, пользуясь клавишей DELETE.



Рис. 11.51 Окно списка воспроизведения в программе Sound Forge


Теперь можно создавать собственно список воспроизведения, или playlist. Для этого перетащите мышью в нужной последовательности нужные регионы из окна Regions в окно Playlist. Можно также, выделив регион, нажать в окне Playlist правую кнопку мыши и выбрать из меню пункт Add. В этом окне вы можете изменять порядок проигрывания регионов, перетаскивая их мышью. Если какой-либо регион требуется повторить несколько раз, вы можете установить количество повторений. Для этого дважды щёлкните мышью на названии региона в окне Playlist и затем в появившемся окне Edit Playlist введите нужное количество повторений в поле Play Count. Если вы введёте в это поле число 0, то проигрывание остановится на этом регионе.
Чтобы проиграть playlist с любого места, нажмите маленькую кнопку проигрывания, расположенную слева от названия каждого региона в окне Playlist.

Впоследствии у вас есть возможность конвертировать смонтированный playlist в звуковой файл. Для этого достаточно щёлкнуть на нём правой кнопкой мыши и выбрать из контекстного меню пункт Convert to New. Программа откроет новое окно, в котором создаст звуковой файл, состоящий из заданной последовательности регионов. При этом исходный файл не изменится.

Иногда при недеструктивном монтаже бывает удобнее указывать не области, которые следует исполнять, а, наоборот, области, которые следует пропускать при воспроизведении всего звукового файла. Это может быть удобно при вырезании пауз из речи диктора или чтеца. В этом случае вместо playlist используйте cutlist — список пропускаемых областей. Для этого щёлкните правой кнопкой мыши на окне playlist и отметьте галочкой пункт Treat as Cutlist.

Чтобы быстро создать «пропускаемый» регион и добавить его в cutlist, при открытом окне Cutlist выделите ненужный фрагмент файла и нажмите клавишу DELETE. Фрагмент будет преобразован в регион и добавлен в cutlist, при этом соответствующий фрагмент звукового файла будет заштрихован. Если же режим cutlist не выбран (окно Cutlist выглядит как Playlist), то в этом случае нажатие клавиши DELETE приведёт к удалению выбранного фрагмента из звукового файла. Для проигрывания файла без вырезанных областей нажмите кнопку Play as cutlist.

Когда cutlist составлен и вас устраивает, вы можете нажать на нём правую кнопку мыши и выбрать из контекстного меню Convert to New. При этом будет создан новый файл, в котором будут пропущены все регионы из cutlist. Для экономии дискового пространства можно вместо этого выбрать пункт Delete Cut Regions. При этом все регионы, включённые в cutlist, будут удалены из звукового файла. Имейте в виду, что эту операцию нельзя будет отменить с помощью команды Undo, о чём программа вас, правда, предупредит.

11.6.1.5 Деструктивный монтаж

Помимо недеструктивного монтажа, в программе Sound Forge можно применять и обычный, деструктивный, монтаж. Для этого программа использует операции с буфером обмена и некоторые их модификации. Деструктивный монтаж разрушает первоначальную структуру звукового файла, поэтому, если требуется сохранить также и оригинальный файл, то либо пользуйтесь недеструктивным монтажом, либо заранее сделайте копию вашего звукового файла.

■    Выделенный фрагмент можно удалить, нажав клавишу DELETE.
При этом программа не должна быть в режиме cutlist, иначе вместо
удаления, выделенный фрагмент будет преобразован в регион и добав­
лен в cutlist. Возможна и обратная операция — удалить из файла всё,
кроме выделенного фрагмента. Для этого нажмите сочетание Ctrl-T
или выберите из меню Edit пункт Trim/Crop.

■  Если нажать сочетание Ctrl-X, то выделенный фрагмент будет не
просто удалён, а вырезан и помещён в буфер обмена. Оттуда его можно
будет вклеить куда-либо в другое место. Можно также скопировать
выделенный фрагмент в буфер обмена, нажав сочетание Ctrl-C.

■    Чтобы вклеить фрагмент из буфера обмена в нужное место, уста­
новите в это место текущую позицию и нажмите сочетание Ctrl-V или
выберите из меню Edit пункт Paste. При этом весь последующий мате­
риал будет «отодвинут» на соответственное количество секунд вперёд.
Вы можете также перед тем, как выполнить эту команду, выделить
другой фрагмент. В этом случае выделенный фрагмент будет заменён
фрагментом из буфера обмена.

■    Если же нажать сочетание Ctrl-E, то фрагмент из буфера обмена будет вставлен в новый файл.

■    На этом возможности программы не кончаются. Например, можно вклеить фрагмент из буфера обмена вместо фрагмента заранее заданной длины. Выделите фрагмент нужной длины, который будет заменён, и выберите из меню Edit -» Paste special -» Overwrite. Если выделенный фрагмент меньше фрагмента из буфера обмена, последний будет «обрезан», а если больше, то останется некоторое количество тишины. Можно также заполнить выделенный фрагмент большого размера копиями фрагмента из буфера обмена. Для этого выберите из меню Edit -» Paste Special -» Replicate. При этом программа спросит вас, можно ли в конец выделения поместить «обрезанную» копию фрагмента, если целая уже не будет помещаться (пункт Copy Partials) или же оставить в конце свободное место, чтобы все копии фрагмента были полными (Whole Copies).

■    Вы можете также вставить фрагмент из буфера обмена в нужное место, наложив его на уже имеющийся сигнал. Для этого установите текущую позицию в то место, откуда будет начинаться наложение, и затем нажмите Ctrl-M или выберите из меню Edit -> Paste Special -> Mix. Откроется окно Mix, представляющее собой маленький двух-канальный микшер (рис. 11.52). Соотношение уровней фрагмента из буфера обмена и файла, в который производится вставка, регулируется с помощью ползунковых регуляторов (левый — уровень фрагмента из буфера обмена, а правый — файла).

В большинстве случаев при этом желательно не изменять положение правого регулятора. Если уж вы его изменяете, то отметьте галочкой пункт Apply destination volume to overlapping area only, чтобы правый регулятор управлял громкостью только той части файла, на которую производится наложение фрагмента из буфера обмена. Если же эту галочку снять, правый регулятор будет изменять громкость всего файла. В любом случае перед тем, как нажимать кнопку ОК, можно предварительно прослушать результат с помощью кнопки Preview. Правда, в некоторых случаях вы услышите при этом не весь накладывающийся фрагмент целиком. О том, почему так происходит, мы расскажем чуть ниже, при описании функции Preview.



Рис. 11.52 Микширование двух фрагментов в программе Sound Forge

Все операции по вырезанию/копированию/вставке звукового фрагмента можно производить не только одном окне звукового файла, но и «обмениваться» этим фрагментом между несколькими открытыми файлами. Можно также, вырезав или скопировав звуковой фрагмент  в программе Sound Forge, вставить его в файл, открытый в другом звуковом редакторе, и наоборот.

При этом иногда можно использовать операцию перетаскивания мышью. Например, если выделить звуковой фрагмент и перетащить его мышью в окно другого открытого файла, то откроется окно Mix, и фрагмент будет смикширован с другим файлом (аналогично нажатию Ctrl-C и Ctrl-M). А если перетащить его на пустую рабочую область программы, то будет создан новый файл с выделенным фрагментом (аналогично нажатию Ctrl-C и Ctrl-E).

11.6.1.6 Элементы интерфейса

Прежде чем перейти к рассмотрению других возможностей программы Sound Forge, давайте на несколько минут задержимся на элементах интерфейса, общих для большинства окон программы. Когда мы вызываем в программе Sound Forge какую-либо функцию, перед нами открывается окно, основная часть которого заключена в квадрат и содержит специфические для данной функции настройки, а по краям расположены стандартные для Sound Forge элементы управления. Рассмотрим эти элементы.

Список Preset. Этот раскрывающийся список, расположенный в верхней части окна, содержит набор пресетов — готовых наборов настроек для данной функции. Каждый пресет имеет своё название, так или иначе объясняющее его действие. Например, в окне настроек реверберации имеются такие пресеты, как Small Hall (маленький зал), Cathedral (собор) и т. д.

Если вы настроили какую-либо функцию так, как это часто бывает необходимо именно вам, можно запомнить эту настройку как новый пресет. Для этого нажмите кнопку Save As. Откроется окно Save Preset, в котором можно ввести название собственного пресета. После нажатия кнопки ОК дополнительное окно закрывается, а в раскрывающемся списке Preset появляется название нового пресета, который теперь доступен так же, как все остальные.

Можно также удалить ставший не нужным или ошибочно созданный пресет. Для этого выберите его из раскрывающегося списка и нажмите кнопку Delete. Программа спросит у вас подтверждения и после этого удалит пресет из списка. Этим способом можно удалить только созданные вами новые пресеты. При выборе пресета из библиотеки программы кнопка Delete недоступна.

Кнопка Preview. Эта кнопка очень важна в процессе работы, так как позволяет предварительно прослушать результат применения той или иной функции, не применяя её к самому файлу. В некоторых случаях, если вы применяете функцию к достаточно большому фрагменту файла и она не может выполняться в реальном времени через интерфейс DirectX, вы услышите после нажатия кнопки Preview не весь фрагмент, а только его часть. Дело в том, что для экономии времени в программе по умолчанию включён лимит на предварительное прослушивание фрагментов длительностью в 4 с. Таким образом, вы услышите первые четыре секунды вашего фрагмента с применённой функцией, после чего всё будет повторяться сначала.

Необходимо подчеркнуть, что всё сказанное о режиме предварительного прослушивания действительно только для тех функций Sound Forge, которые не работают через так называемый интерфейс DirectX. Если же вы нажимаете кнопку Preview при настройке функции, работающей через DirectX, то эффект применяется в реальном времени прямо во время прослушивания (можно даже двигать регуляторы настройки в режиме предварительного прослушивания и тут же слышать результат, иногда с небольшой задержкой). При этом в нижней части окна появляется информационная строка CPU%, показывающая, на сколько процентов загружен процессор.

Переключатель Bypass предназначен для сравнения результата применения функции с исходным звучанием при предварительном прослушивании. Отметив его галочкой, вы услышите в режиме предварительного прослушивания исходное звучание фрагмента. Иногда бывает полезно сравнивать «обработанное» и «необработанное» звучание, переключаясь между ними при помощи этой галочки.

Кнопка Selection позволяет установить или изменить границы выбранного фрагмента. При нажатии этой кнопки перед вами возникнет окно Set Selection, в котором можно установить границы выделения в числовых полях Start и End, а также выбрать любой маркер или регион из раскрывающегося списка Selection. Нажатие кнопки Play позволит прослушать выделенный фрагмент.

Кроме того, во всех окнах встречаются стандартные кнопки: ОК — для применения функции, Cancel — для отмены функции и Help для вызова соответствующей страницы файла помощи.

11.6.1.7Базовые функции программы Sound Forge

Ну, а теперь, когда мы рассмотрели общие для всех функций элементы интерфейса, перейдём, наконец, к самим функциям. Прежде всего, рассмотрим простейшие операции со звуком.
Normalize. Эта функция предназначена для оптимизации амплитуды вашего звукового файла. Для вызова её окна выберите из меню Process пункт Normalize (рис. 11.53).

С помощью этой функции можно изменить амплитуду так, чтобы её максимальное значение соответствовало заданному. Для этого установите переключатель Normalize using в положение Peak level. Теперь остаётся установить ползунковый регулятор Normalize to в нужное положение, например, -2 дБ. Программа «просмотрит» файл, найдёт максимальный уровень, изменит его до -2 дБ и пересчитает все остальные уровни соответственно.



Рис. 11.58 Оптимизация уровня звука в программе Sound Forge

В некоторых случаях этот процесс не даёт желаемых результатов, например, если в исходном файле имеется несколько резких амплитудных «выбросов», а общий уровень при этом остаётся низким. Тогда можно попробовать установить переключатель Normalize Using в положение Average RMS. В этом случае программа за точку отсчёта при изменении амплитуды примет не максимальный уровень, а среднюю громкость. Правда, при таком пересчёте могут возникнуть перегрузки, и вы должны указать программе, что с ними делать. Для этого существует раскрывающийся список If clipping occurs. В большинстве случаев в нём следует выбрать пункт Apply dynamic compression (применить динамическую компрессию). Есть возможность также применить оптимизацию амплитуды этих фрагментов до 0 дБ, вообще игнорировать перегрузки или просто остановиться.

Можно также просто определить максимальный и средний уровни амплитуды, ничего не изменяя. Для этого достаточно нажать кнопку Scan Levels. Информация об уровнях будет показана под этой кнопкой. После этого можно отменить повторное определение уровней, поставив галочку н

Обсудить статью на форуме


Если прочитаная статья из нашей обширной энциклопедия компьютера - "Копирование фильма с DVD. Редактирование музыки и видео", оказалась полезной или интересной, Вы можете поставить закладку в социальной сети или в своём блоге на данную страницу:

Так же Вы можете задать вопрос по статье через форму обратной связи, в сообщение обязательно указывайте название или ссылку на статью!
   


Copyright © 2008 - 2017 Дискета.info