Главная страницаОбратная связьКарта сайта

Редактирование музыки и видео .Звуковые эффекты.

Редактирование музыки и видео .Звуковые эффекты.
Добавление модуляции по частоте или амплитуде. Это самые простые из звуковых эффектов, которыми можно оперировать в программе. С помощью достаточно медленной модуляции по частоте достигается, к примеру, эффект вибрато, а с помощью очень быстрой частотной модуляции — синтез новых тембров. Чтобы модулировать звук по частоте, выберите из меню Effects пункт Vibrato. Чтобы применить к звуку модуляцию по амплитуде, выберите из меню Effects пункт Amplitude Modulation. Если вы примените небольшую частоту модуляции, то получите эффект периодически увеличивающейся и уменьшающейся громкости.

Транспозиция, т. е. изменение высоты звукового сигнала. Для этого в программе Sound Forge имеются два способа.



Рис. 11.61 Изменение высоты звука в программе Sound Forge

■ Первый из них заключается в следующем. Выберите из меню Effects пункт Pitch и далее подпункт Shift (рис. 11.61). Здесь имеются два ползунковых регулятора, с помощью которых можно установить значение желаемой транспозиции. Регулятором Semitones to shift pitch by
установите, на сколько полутонов звук должен быть транспонирован. Отрицательные значения соответствуют транспозиции вниз, а положительные — транспозиции вверх. Точно таким же образом регулятор Cents to shift pitch by указывает «точную настройку» — на сколько центов (сотых долей полутона) вверх или вниз следует транспонировать звук.

Важнейшим элементом в этом окне является переключатель Preserve duration, позволяющий оставить без изменения длительность фрагмента. Если этот переключатель не отмечен галочкой, то транспозиция осуществляется простой подстановкой частоты дискретизации (получается эффект проигрывания с другой скоростью). При этом высота звука изменяется так же, как и при проигрывании магнитофонной ленты на более высокой или более низкой скорости, чем та, которая использовалась при записи. Естественно, что при таком способе вместе с высотой меняется и длина звукового фрагмента. Так, при транспозиции на октаву вверх звук станет ровно вдвое короче. Кстати, не забывайте, что при такой транспозиции меняется и тембр звука, поскольку формантные области также транспонируются. Этот эффект мало заметен лишь при транспозиции на небольшой интервал (не более 2—3 полутонов).

Если же переключатель Preserve duration отметить галочкой, то включатся алгоритмы компенсации длины звука при транспозиции, и продолжительность звука не изменится. Как и в случае со сжатием-растяжением, здесь неизбежны некоторые искажения. Вам предоставляется возможность выбора из 19 различных алгоритмов компенсации длины звука. При транспозиции на небольшой интервал (примерно до шести полутонов) обычно удается подобрать алгоритм для довольно-таки чистого звукового результата. Учтите, что флажок Preserve duration можно установить, если только интервал транспозиции не превышает 12 полутонов (одной октавы).
Теперь о другом способе изменения высоты звука. Выберите из меню Effects -> Pitch -» Bend (рис. 11.62). В этом окне невозможно сохранить продолжительность звука при транспозиции, однако есть другая интересная возможность — постепенно изменять величину транспозиции, которая задается графически. По вертикальной оси на графике отложена величина транспозиции. Максимальное значение вертикальной оси графика регулируется ползунковым регулятором, расположенным слева от графика. Если этот регулятор находится в нижней позиции, то максимальное отклонение «высотной огибающей» на графике будет соответствовать изменению высоты на один полутон; а верхняя позиция регулятора соответствует изменению высоты максимум на 24 полутона (две октавы). Вдоль оси ординат графика всегда отображается цифровое значение текущего положения регулятора.

Эффекты, основанные на задержке сигнала. Это различные виды хоруса, эха, реверберации и флэнджера.

■ Для получения эффекта хоруса выберите из меню Effects пункт Chorus (рис. 11.63). В этом окне вы можете получить не только эффект хоруса, но и множество других эффектов. Всё зависит лишь от установки значений параметров и вашей фантазии.



Рис. 11.62 Гибкое изменение высоты звука в программе Sound Forge

Напомню, что для получения эффекта хоруса прямой сигнал микшируется с модулированным по частоте задержанным сигналом. На вход также подается часть выходного сигнала, т. е. устанавливается обратная связь. Время задержки можно регулировать по своему усмотрению с помощью регулятора Chorus out delay. При этом максимальная величина задержки равна 100 мс (для эффектов типа хоруса это очень большое время задержки). Можно также задать частоту модуляции с помощью регулятора Modulation rate и глубину модуляции с помощью регулятора Modulation depth. Специальный регулятор Feedback служит для установки величины обратной связи. Три вертикальных ползунковых регулятора позволяют устанавливать значения входного уровня (регулятор Input gain), выходного уровня прямого сигнала (Dry out) и выходного уровня обработанного сигнала (Chorus out). Кроме того, есть возможность применить алгоритм хоруса до трех раз подряд последовательно (одним нажатием кнопки). Количество последовательных применений можно установить с помощью регулятора Chorus size.

Можно также инвертировать фазу обработанного сигнала перед тем, как смешивать его с прямым. Для этого отметьте галочкой пункт Invert the chorus phase. Кроме того, если необходимо инвертировать фазу сигнала каждый раз при посыле сигнала с выхода хоруса на вход, можно установить флажок Invert the feedback phase. Переключатель Attenuate frequencies above предназначен для включения фильтра, «срезающего» верхние частоты звукового сигнала для того, чтобы избежать нежелательных искажений. Частота среза фильтра может быть установлена в пределах от 100 Гц до 10 кГц.



Рис. 11.63 Эффект хоруса в программе Sound Forge

■ Для получения эффекта эха выберите из меню Effects пункт Delay/ Echo и далее подпункт Simple. Здесь уровень прямого сигнала можно установить с помощью регулятора Dry Out, а уровень задержанного сигнала — с помощью регулятора Delay out. Время задержки при этом следует установить регулятором Delay time. Можно даже сделать эхо многократно повторяющимся, отметив галочкой пункт Multiple delays (Feedback). В этом случае можно установить также общее время затухания отражений регулятором Decay time. Он становится активным только при включении режима Multiple delays (Feedback).

Если применить к исходному сигналу сразу несколько эффектов «эхо» с различным временем задержки, в результате получится что-то вроде искусственной реверберации. Выбрав из меню Effects -» Delay/Echo -> Multi-Tap, вы вызываете окно настроек подобного эффекта. Иногда этот эффект называют «мультиэхо» или «мультизадержка». В ранних версиях программы Sound Forge такие алгоритмы даже использовались для имитации реверберации.

На рис. 11.64 показано окно настройки мультизадержки. Здесь основным элементом является регулятор Number of taps. С помощью него указывают, из скольких отдельных задержек будет состоять преобразованный звук. При значении этого параметра, равном 1, получается простое эхо, хотя в этом окне к нему можно добавить эффект хоруса. Максимальное количество одновременно используемых задержек равно 8. Для каждой задержки можно отдельно установить время задержки с помощью регулятора Delay, её уровень с помощью регулятора Тар gain, а также расположение по панораме с помощью регулятора Pan. Переключатель Current tap при этом определяет, какую именно из восьми задержек вы настраиваете в данный момент. Все звуковые отражения, получающиеся при текущих установках, для наглядности сведены в один график, который расположен в нижней части окна. Этот график обычно называют эхограммой. В эхограмме уровни текущей задержки (выбранной в Current tap), выделяются красным цветом.

Параметры, расположенные в окне сверху от переключателя Current tap, относятся ко всему сигналу в целом, а не к отдельной задержке. Здесь есть параметры, уже знакомые вам по эффекту хоруса. Регулятор Mod. rate позволяет ввести частоту модуляции, а регулятор Mod. depth — её глубину. Кроме того, здесь можно установить величину обратной связи с помощью регулятора Feedback, а также включить низкочастотный фильтр, отметив галочкой пункт Lowpass start freq. и установив в соответствующем числовом поле частоту среза этого фильтра. Регулировка уровня прямого и обработанного сигналов на выходе аналогична рассмотренной в окне Chorus. Здесь также имеется регулятор уровня входного сигнала (Input gain) и два регулятора для прямого и обработанного выходных сигналов (Dry out и Wet out). С помощью мультизадержки можно получить множество самых разнообразных эффектов.
Рис. 11.64 Множественная задержка в программе Sound Forge

■   Для получения эффекта флэнджера и других похожих на него эффектов следует выбрать из меню Effects пункт Flange/Wah-Wah.

■   Теперь рассмотрим один из наиболее популярных эффектов — реверберацию. Если вы выберете из меню Effects пункт Reverb, то перед вами откроется окно реверберации (рис. 11.65). Пользуясь им, можно создать реалистичный эффект нахождения звука в том или ином помещении. В программе есть 19 режимов реверберации, которые существуют здесь в виде «черных ящиков» — их внутренние настройки недоступны и различаются они только по названиям, которые носят описательный характер. Например, есть режим Concert Hall — концертный зал,Medium room — помещение средних размеров и т. д. Все эти режимы можно выбирать из выпадающего меню Reverberation Mode.

Однако для настройки доступны другие параметры реверберации. Например, вы можете регулировать «стиль» пучка первичных отражений, для чего существует выпадающее меню Early reflections style. В каждом режиме, доступном в этом меню, указана длина пучка первичных отражений в миллисекундах, а также особенности его распределения по панораме. Вы можете также регулировать общее время затухания регулятором Decay time и время предзадержки регулятором Pre-delay. Помимо этого три вертикальных ползунковых регулятора позволяют контролировать выходной уровень прямого сигнала (Dry out), ревер-берированного сигнала (Reverb out) и отдельно — пучка первичных отражений (Early out).



Рис. 11.65 Реверберация в программе Sound Forge

Эффект искажения (distortion, подражание перегрузке аналоговых усилителей). Этот довольно специфичный эффект хорошо знаком прежде всего гитаристам. Для его получения выберите из меню Effects пункт Distortion (рис. 11.66). Здесь можно графически задавать преобразование уровней каждой амплитудной выборки: по горизонтальной оси отложены амплитуды входного сигнала, а по вертикальной — выходного. На самом деле в окне имеется не один, а два графика: для преобразования положительных значений амплитуды один, а для отрицательных значений — другой. Переключение между графиками производится кнопкой Negative/Positive. Надпись на кнопке изменяется в соответствии с тем, какой из графиков вы редактируете в данный момент.



Рис. 11.66 Эффект искажения в программе Sound Forge

Gapper/Snipper. Еще один интересный эффект, который можно получить, выбрав из меню Effects пункт. Здесь параметр Freq. to gap/snip events определяет частоту, с которой в звук будут вставлены куски тишины (в режиме Gapper) или же, наоборот, вырезаны куски самого звука (в режиме Snipper). Регулятором Length of one event можно установить длину вставляемого куска тишины (Gapper) или вырезаемого куска звука (Snipper). Будьте внимательны — применение этого эффекта изменяет длину звука, причём иногда довольно сильно. Длина будущего преобразованного звука заранее отображается в строке Percent of original и пересчитывается при любом изменении положений регуляторов.
Модуль Dynamics для сужения или расширения динамического диапазона. Модуль совмещает в себе функции компрессора, лимитера и экспандера. Для использования этой функции выберите из меню Effects -> Dynamics -> Graphic. Перед вами появится окно, показанное на рис. 11.67. Основная его часть — график соответствия входного и выходного уровня сигналов. По горизонтальной оси отложены входные уровни, а по вертикальной — выходные. Чтобы узнать, какому входному уровню будет соответствовать какой выходной, следует найти соответствующую точку на графике.



Рис. 11.67 Компрессия в программе Sound Forge

Сам график можно изменять тем же способом, каким мы уже изменяли огибающие — с помощью добавления и перетаскивания точек излома. Нажатие кнопки Reset Graph устанавливает график в исходное состояние, когда входные уровни равны выходным (преобразования нет). Ползунковый регулятор Output gain устанавливает «окончательный» выходной уровень — это усилитель, на который подаётся сигнал после прохода через собственно компрессор/экспандер. Если установить флажок Auto gain compensate, обработанный сигнал будет усилен до максимально возможного уровня.

Переключатель Sync stereo gain предназначен для уверенности в синхронной обработке обоих стереоканалов. Кроме того, можно использовать регуляторы Attack и Release для установки допустимого времени атаки и затухания отдельных звуков, чтобы избежать искажений.

Вместо того, чтобы «рисовать» график вручную, можно воспользоваться регуляторами Threshold и Ratio. Первый из них изменяет вертикальное расположение точек излома на графике, т. е. поднимает или опускает порог компрессии, а второй устанавливает величину компрессии.

Объединение эффектов в цепочки. Как вы, наверное, уже заметили, при использовании эффектов, работающих через DirectX-интерфейс (а таких в программе множество), очень удобно предварительно прослушивать звук с применённым эффектом, не внося изменений в звуковой файл. Обычно это делается с помощью кнопки Preview в окне эффекта. Однако что делать, если нужно применить несколько эффектов подряд, а результат тоже хочется послушать заранее? На этот случай разработчики предусмотрели механизм объединения эффектов в цепочки, называемый Audio Plug-In Chainer. Чтобы им воспользоваться, нажми­те кнопку Open Plug-In Chainer, расположенную в нижней части окна волновой формы, откроется окно, показанное на рис. 11.68.

В верхнем ряду расположен ряд кнопок. Поясним их значения (слева направо):

м Bypass — при активизации этой кнопки можно прослушать исходный сигнал без эффектов;

м Preview — позволяет предварительно прослушать выделенный фрагмент с применением всех активных эффектов в цепочке;

■  Process selection — позволяет применить цепочку эффектов, внеся соответствующие изменения в звуковой файл. На эту кнопку нажимают, когда эксперименты закончились и полученный результат вас удовлетворяет;

■  Ignore Tail Data — если эффекты удлиняют выделенный фрагмент, не принимать это во внимание, а применить эффект только к выделенному фрагменту;

м Mix Tail Data — если эффекты удлиняют выделенный фрагмент,

смикшировать получившееся удлинение с фрагментом, следующим

за выделенным; м Insert Tail Data — если эффекты удлиняют выделенный фрагмент,

вставить получившееся удлинение перед фрагментом, следующим

за выделенным; м Save Chain Preset — сохранить цепочку эффектов в списке пресетов

(список находится слева от кнопок);

■ Delete Chain Preset — удалить цепочку эффектов из списка пресе­
тов;

м Add Plug-Ins to Chain — добавить эффект в цепочку;

■ Remove Selected Plug-In — удалить выделенный эффект.

Таким образом, можно объединять эффекты в цепочки и даже сохранять эти цепочки для последующего использования.

Звуковой синтез. В программе Sound Forge можно создавать совершенно новые звуки не только с помощью записи с внешнего источника и режима рисования, но и с использованием звукового синтеза. Простейший звуковой синтез здесь сводится к генерации элементарных волновых форм, а помимо него есть ещё два режима синтеза.

Чтобы войти в режим простейшего синтеза, выберите из меню Tools -» Synthesis -> Simple. Здесь вы можете выбрать желаемую форму звуковой волны из выпадающего меню Waveform Shape. Это может быть синусоидальная волна (Sine), прямоугольная (Square), пилообразная (Saw), треугольная (Triangle), а также случайная (Noise — генерация звука этим способом порождает шумовой сигнал) и форма под названием Absolute Sine — синусоида, у которой все отрицательные значения амплитуды заменены положительными.
Генерировать простейшие волновые формы может показаться не очень интересным занятием, поэтому можно обратиться к различным способам так называемого синтеза методом искажений (distortion synthesis). Некоторые его модели можно получить и с помощью ранее рассмотренных эффектов. Однако в программе есть модуль частотной модуляции на основе простых операторов. Операторами при синтезе методом частотной модуляции принято называть звуковые генераторы. Кстати, предыдущий рассмотренный модуль как раз имитировал один такой генератор.

Для осуществления частотно-модуляционного синтеза выберите из меню Tools пункт Synthesis и далее — подпункт FM. Перед вами откроется окно, изображённое на рис. 11.69. Здесь, прежде всего, необходимо задать общую длину будущего звука в поле Total Output Waveform Length. Как и в предыдущем случае, эта длина может находиться в пределах от 1 мс до 1 мин.



Рис. 11.69 Частотно-модуляционный синтез в программе Sound Forge

Другой важнейший параметр — конфигурация «виртуальной коммутации» операторов устанавливается с помощью регулятора Configuration. Все конфигурации строго фиксированы, и отображаются посредством схем коммутации. При этом соединение операторов горизонтальной чертой означает простое сложение их сигналов, а соединение вертикальной чертой означает, что верхний оператор модулирует нижний. Стрелка, направленная вниз, означает выход на звук. Таким образом, собственно частотная модуляция присутствует не во всех конфигурациях. Например, существует конфигурация всего из одного оператора или конфигурация, в которой просто микшируются сигналы всех четырёх операторов.

С помощью переключателя Current Operator выбирают оператор, настройки которого отображаются во всей остальной части окна. Эти настройки совершенно обособлены для каждого оператора в отдельности. Прежде всего, это амплитудная огибающая текущего оператора. Способы «рисования» огибающей уже были описаны выше. Амплитудная огибающая операторов, выходящих непосредственно на звук, влияет на громкость звука, а амплитудная огибающая модулирующих операторов — на тембр звука (количество спектральных составляющих).

Далее, это волновая форма текущего оператора, которую следует выбрать из выпадающего меню Operator shape. Подобное меню уже описывалось, так как оно имеется и в модуле простейшего синтеза. Однако если вы применяете частотную модуляцию, в большинстве случаев наилучшим решением будет выбор синусоидальной формы звуковой волны (во избежание получения неприятного на слух эффекта «перемодуляции»).

Рядом расположены поле для указания частоты текущего оператора (Frequency) и ползунковый регулятор Amplitude, отвечающий за его общую громкость. Этот ползунковый регулятор применяется для ослабления сигнала, уже обработанного с помощью амплитудной огибающей. Регулятором Feedback можно установить величину обратной связи, т. е. посыла выходного сигнала оператора на его вход (в качестве модулятора). Установка слишком больших значений Feedback, как правило, приводит к эффекту перемодуляции, поэтому не следует устанавливать этот регулятор в положение правее 20—30%. Как видите, обратную связь можно установить на каждый оператор в отдельности. (Более детально принципы частотно-модуляционного синтеза изложены мною в книге «Компьютер для музыканта». — СПб.: Питер,, 2001.).

Очистка фонограмм от шумов. С помощью программы Sound Forge можно очистить от шумов и других помех какую-либо фонограмму, например, переписанную с кассеты или старой заигранной виниловой пластинки. Для этого в программе есть три модуля: шумоподавления, удаления щелчков и удаления треска виниловой пластинки. Модуль шумоподавления сначала анализирует образец шума, а потом старается удалить соответствующие спектральные составляющие из всей фонограммы. Этот модуль может поставляться вместе с программой или отдельно. Модуль шумоподавления, работающий через DirectX, имеет несколько отличающийся интерфейс от «обычного» модуля.

Помимо рассмотренных выше возможностей, программа Sound Forge предоставляет широкий спектр дополнительных инструментов для работы.



Обсудить статью на форуме


Если прочитаная статья из нашей обширной энциклопедия компьютера - "Редактирование музыки и видео .Звуковые эффекты.", оказалась полезной или интересной, Вы можете поставить закладку в социальной сети или в своём блоге на данную страницу:

Так же Вы можете задать вопрос по статье через форму обратной связи, в сообщение обязательно указывайте название или ссылку на статью!
   


Copyright © 2008 - 2024 Дискета.info