Главная страницаОбратная связьКарта сайта

Альтернативные устройства и Игровые устройства ввода

Устройства позиционирования
Альтернативные устройства
Игровые устройства ввода


В операционной системе Windows устройства позиционирования играют весьма заметную роль, поскольку используются так же часто, как и клавиатура. Следует заметить, что, кроме мыши и устройств позиционирования различных типов, которые уже рассматривались в этой главе, существует множество других механизмов, наиболее известными из которых яв­ляются следующие:

■     планшеты, такие как Cirque GlidePoint;

■     шаровые указатели (трекболы) разных конструкций;

■     указательный джойстик типа 3M Renaissance Mouse.

Все эти устройства, рассматриваемые операционной системой как обычная мышь, предлагают пользователю множество дополнительных, совершенно разных возможностей. Если вас по каким-либо причинам не устраивает стандартная мышь или интегрированное устройство позиционирования типа TrackPoint II/III/IV, рассмотрите эти альтернативы.

Сенсорная панель

Первая сенсорная панель была включена в состав мертворожденной модели портативного компьютера Gavilan в 1982 году, однако с тех пор эта технология была предана забвению на долгие годы. В 1994 году компания Cirque создала новое устройство позиционирования, которое было названо сенсорной панелью (touch pad) или указательным планшетом (track pad). Эта технология, получившая название GlidePoint, была приобретена компанией Alps Electric, которая применяла термин GlidePoint” для обозначения сенсорных панелей. В устройстве используется плоский квадратный планшет, который реагирует на положение пальца. Это устройство работает по тому же принципу, что и емкостные датчики, используемые в качестве кнопок управления лифтами, которые устанавливаются в некоторых офисах и гостиницах.

В портативных компьютерах сенсорные панели размещаются не между клавишами, а под клавишей пробела и измеряют давление, оказываемое пальцем на планшет. Датчик под планшетом преобразует движение пальца в движение указателя на экране. Несколько производителей портативных компьютеров приобрели лицензию на это устройство в компании Circue и оснащают им свои системы. Сенсорные панели часто встраиваются в различные клавиатуры среднего и высшего классов для настольных систем и обычно располагаются справа.

Для того чтобы нажать кнопку на экране компьютера, пользователю достаточно установить на ней курсор и один или два раза легко ударить кончиком пальца по сенсорной панели. Кроме того, сенсорные панели оснащены кнопками, аналогичными по своим функциям кнопкам мыши. В процессе перетаскивания” элементов эти кнопки не используются, так как достаточно установить курсор на перемещаемый объект, нажать на сенсорную панель пальцем и, удерживая его, переместить курсор на нужное место. Далее нужно всего лишь отпустить палец, и элемент окажется на новом месте. Более современные модели включают в себя кнопки с дополнительными функциями, которые действуют примерно так же, как горячие” клавиши клавиатур.

Сенсорные панели в основном используются в портативных компьютерах и настольных клавиатурах с интегрированными устройствами позиционирования, хотя отдельные версии сенсорных панелей компаний Cirque и Alps продаются в качестве замены мыши в настольных системах. В настоящее время сенсорные панели Cirque реализуются в розницу под торговой маркой Fellows или могут быть заказаны непосредственно на сайте компании Cirque. Устройство Internet Touchpad (реализуемое также компанией Fellows) имеет улучшенное программное обеспечение, поддерживающее различные положения пальцев, программируемые горячие” кнопки, а также другие возможности, которые упрощают работу с веб-страницами.

Несмотря на достаточно широкое применение эта технология имеет ряд недостатков. Управление устройством зависит от сопротивления кожи и содержания на ней влаги, а также от чувствительности и подвижности пальцев. Но самым большим недостатком является то, что для работы с сенсорным датчиком необходимо снимать руки с клавиш, а это существенно замедляет работу. С другой стороны, если вы не печатаете вслепую, то управлять сенсорным датчиком будет проще, чем TrackPoint. Для портативных систем устройства указания типа сенсорной панели предпочтительнее трекбола или внешней громоздкой мыши.

Если в портативной системе обычная мышь вам не нужна, то идеальным вариантом станет компьютер, имеющий сенсорную панель и устройство позиционирования TrackPoint. Попробуйте набрать текст, поработайте с файлами и с какой-нибудь графической программой и решите, какое из устройств больше подходит.

Трекболы

Первым трекболом, который я увидел за пределами зала игровых автоматов, был трекбол Wico, популярный среди любителей компьютерных и видеоигр середины 1980-х годов (например, Missile Command и т.п.). Этот указатель являлся копией восьмипозиционного аналогового джойстика Atari 2600, но отличался от него гораздо большей гибкостью.

Современные трекболы, в отличие от выпускаемых ранее моделей, применяются не в компьютерных играх, а, прежде всего, в делопроизводстве. В трекболах чаще всего используется стандартный мышиный” механизм позиционирования, единственным отличием которого является различное расположение (в верхней или боковой части корпуса) и увеличенные размеры шарика. Сам корпус шарового указателя не перемещается; пользователь вращает шарик, а валики и диски, расположенные внутри корпуса трекбола, преобразуют его вращение в соответствующее перемещение курсора на экране компьютера.

Существует множество конструкций трекболов, к которым относятся эргономичные модели, соответствующие по форме правой руке пользователя, билатеральные модели, одинаково хорошо подходящие для правой и левой рук, оптические устройства, использующие вместо валиков и дисков оптические датчики, применяемые в наиболее современных конструкциях мыши, а также многокнопочные монстры, напоминающие блок дистанционного управления.

Увеличенные размеры корпуса шарового указателя позволяют разместить дополнительные электронные схемы и батареи питания, необходимые для беспроводных конструкций. Компания Logitech предлагает несколько беспроводных моделей шаровых указателей, использующих радиочастотные приемопередатчики.

Трекбол использует те же драйверы и разъемы, что и стандартная мышь. Драйверы, поставляемые с операционной системой, обеспечивают выполнение основных операций, но, чтобы достичь максимальной эффективности современных моделей, обратитесь к их производителям для получения последних версий драйверов.

Устранение проблем в работе трекболов во многом похоже на устранение проблем в работе мыши. Поэтому все вопросы, не связанные с чисткой трекбола, уже рассматривались ранее.

Поскольку шарик трекбола перемещается рукой пользователя, а не в результате движения по столу, чистить трекбол приходится гораздо реже, чем мышь. Однако я все равно рекомендую регулярно выполнять чистку трекбола, особенно в том случае, если он поддерживает механизмы определения вращения шарика. Если указатель не перемещается, замирает” или дергается, обязательно почистите устройство.

Поскольку выпускается немало моделей трекболов, конкретные указания по чистке можно найти на сайте компании-производителя трекбола. Как правило, при чистке используются ватные палочки, смоченные в изопропиловом спирте. С их помощью протираются все детали механизма в трекболе; подробности можно найти в руководстве пользователя, прилагаемом к трекболу.

Указательный джойстик Ergonomic Mouse компании 3M

Многие пользователи ПК, выросшие на первых видеоиграх, испытали своеобразный интерфейсный шок”, сменив привычный джойстик на мышь. И даже проработав с мышью несколько лет, некоторые пользователи вопрошали, растирая затекшие руки, действительно ли мышь настолько эргономична”, как об этом говорят.

Устройство компании 3M, разработанное в конце 2000 года, сохранило механизм позиционирования обычной мыши с шариком, полностью изменив пользовательский интерфейс. Вместо традиционной мыльницы” или шайбы”, которые использовались на протяжении многих лет, была представлена наклонная рукоятка, напоминающая джойстик. Устройство Ergonomic Mouse компании 3M подключается к портам PS/2 и USB (последовательные порты не поддерживаются). Сегодня существует два типоразмера этой модели. На верхней части рукоятки находится кнопка, представляющая собой кулисный переключатель; при перемещении вправо или влево он работает, как правая или левая кнопка мыши соответственно. Указательный джойстик также обеспечивает функцию прокрутки, для поддержки которой следует установить специальный программный драйвер.

Устройство Ergonomic Mouse поставляется с программным обеспечением, поддерживающим функцию прокрутки и другие дополнительные возможности. Для получения более подробной информации, относящейся к этим свойствам, обратитесь на сайт компании 3М.

Игровые устройства ввода

Когда-то любители компьютерных игр использовали в разных играх только символьные клавиши или клавиши управления курсором. Как вы понимаете, это существенно ограничивало количество и типы игр, которые создавались для компьютера.

Аналоговые джойстики и игровой порт


Усовершенствование видеостандартов, поднявшее компьютерные игры на качественно новый уровень, привело к распространению устройств ввода данных, предназначенных исключительно для игр. Первые джойстики, созданные для компьютеров IBM PC, практически не отличались от джойстиков, разработанных для их конкурентов — компьютеров серии Apple II. Джойстики IBM и Apple II, которые представляют собой аналоговые устройства, не имеющие положительной обратной связи, знакомы любителям игр по компьютерным системам Atari 2600, Commodore 64 и джойстикам игровых автоматов. Для корректной работы эти джойстики требовали частых повторных калибровок и далеко не полностью удовлетворяли требованиям любителей компьютерных игр. Кроме того, данные устройства использовали собственный разъем, представляющий собой 15-контактный игровой порт. Игровой порт


Игровые устройства ввода


1059


встраивался в различные звуковые платы, а также в интерфейсные платы ввода-вывода, предназначенные для шин ISA и VL-Bus.

Несмотря на то что использование джойстиков улучшило игровые возможности компьютера, аналоговый интерфейс и низкое быстродействие игрового порта привели к ограничению их эффективности. Это было связано с увеличением рабочей частоты процессора до 200 МГц, а также с появлением высокоскоростных видеоадаптеров AGP и PCI, что позволило сделать имитаторы полетов, автомобильных гонок и сражений более реалистичными. И когда возникла необходимость в более быстром разъеме для подключения игрового контроллера, порт USB снова пришел на помощь.

Игровые порты USB

Универсальный порт USB стал наиболее популярным разъемом для подключения контроллеров любых типов, включая джойстики, игровые пульты и рулевые колеса. Вместо того чтобы использовать во всех компьютерных играх единственный джойстик, не отвечающий в полной мере требованиям игры, в настоящее время пользователи могут на ходу” менять иг­ровые контроллеры, используя соответствующую возможность USB для их быстрой замены.

Для подключения недорогих игровых контроллеров могут использоваться как традиционные игровые порты, так и порты USB. Несмотря на это любители компьютерных игр предпочитают порты USB благодаря их более высокой скорости, поддержке силовой обратной связи (которая довольно реалистично сотрясает игровой контроллер в соответствии с событиями, происходящими на экране), а также эффекту качания (зависимость игровых событий от угла наклона игрового пульта).

Игровые контроллеры, подключенные к портам USB, подобно мыши, работают только с соответствующими программными драйверами. Для того чтобы играть в современные компьютерные игры, старайтесь устанавливать самые последние версии программного обеспечения.

Вопросы совместимости

Если вы часто играете в старые игры, написанные тогда, когда широко использовался 15-контактный игровой порт, приобретите контроллер с соответствующим интерфейсом. Несмотря на то что поставщики игровых контроллеров USB обеспечивают эмуляцию игрового порта, некоторые старые игры их не поддерживают. Если при использовании игрового кон­троллера USB вы столкнулись с проблемами при запуске определенной игры, посетите сайт ее производителя — там, скорее всего, можно найти обновления. Кроме того, посетите сайт производителя контроллера, чтобы загрузить новую версию драйвера, а также найти советы и рекомендации по устранению неполадок. Однако учтите, что аналоговые игровые контролле­ры не всегда хорошо работают с окном DOS в новых операционных системах Windows XP и Vista. В данном случае лучше с помощью программ VMWare и VirtualPC создать виртуальный компьютер или вообще создать загрузочный раздел DOS, где и запускать старые игры.


Обсудить статью на форуме


Если прочитаная статья из нашей обширной энциклопедия компьютера - "Альтернативные устройства и Игровые устройства ввода", оказалась полезной или интересной, Вы можете поставить закладку в социальной сети или в своём блоге на данную страницу:

Так же Вы можете задать вопрос по статье через форму обратной связи, в сообщение обязательно указывайте название или ссылку на статью!
   


Copyright © 2008 - 2024 Дискета.info